ѕоиск
ƒополнительное меню

Ќовости »“-бизнеса дл€ ѕрофессионалов

17 но€бр€ : п€тница

»нтервью

 урсы

USD ÷Ѕ –‘ 17/11 59.9898 -0.2592
EUR ÷Ѕ –‘ 17/11 70.704 -0.4681
EUR/USD 17/11 1.1786 -0.0027

»ллюзорный мир: п€ть главных мифов цифровой экономики

21.09.2017 15:28

јвтор: —ветлана Ѕаланова, генеральный директор компании IBS.

ѕон€тие "цифрова€ экономика" уже превзошло термины "блокчейн" и Big Data по числу противоречивых интерпретаций. ’отелось бы перечислить наиболее опасные иллюзии, св€занные с переходом бизнес-процессов на "цифру" и вли€ющие на бизнес, людей и государство, а также на реальных кейсах показать, как в действительности работает цифрова€ экономика.

ћиф первый: информационные технологии — это и есть цифрова€ экономика

ѕон€ти€ "информационные технологии" и "цифрова€ экономика" стали у нас почти синонимами. ќднако внедрение технологий ради технологий бессмысленно. ÷ифровую экономику создают бизнес-модели, а технологии играют роль инструмента.

  примеру, Uber или "яндекс.“акси" — безусловно, технологические компании. ќднако в основе их бизнеса лежит прежде всего передова€ модель взаимодействи€ пользователей и поставщиков услуг, которой до этого не было ни у одного из традиционных игроков рынка перевозок. 

ƒаже крупным перевозчикам в тот момент не хватило технологического бэкграунда и способности вычислить новый облик своей услуги, переосмыслить ее потребительскую ценность с учетом преимуществ, которые дала цифрова€ эпоха. ¬ результате потребитель получил радикальное удешевление и улучшение сервиса, а центр прибыли переместилс€ к другим участникам бизнес-цепочки.

Ѕывает, что и вполне традиционна€ компани€ проактивно идет на "оцифровку" важной части своего бизнеса. Ќапример, несколько лет назад менеджмент торговой сети "ѕ€терочка" пон€л, что HR-блок не отвечает необходимым темпам роста бизнеса: около 70% ресурсов тратилось на рутинные операции, а дл€ решени€ важных задач возможностей не хватало.

ѕоэтому "ѕ€терочка" запустила цифровую HR-трансформацию (»“-партнером выступила компании IBS, которую возглавл€ет автор. — Forbes): транзакционные процессы, в том числе кадровое делопроизводство и управление внутренними сервисами, а также массовый подбор были централизованы и переданы на аутсорсинг в специально созданную нами "HR-фабрику".

—ам процесс рекрутинга был придуман заново: с нул€ и сразу "в цифре". ¬ "ѕ€терочке" теперь нет рекрутеров — вместо них операторы, работающие на этапах воронки найма, а также роботы, которые постепенно замен€ют человека. ќднако важны не цифровые технологии сами по себе, а бизнес-эффект, который они дали.

÷ифровизаци€ обеспечила ретейлеру кадровую основу дл€ посто€нного наращивани€ сети: если в 2015 году компани€ ежемес€чно принимала на работу до 8000 новых сотрудников, то в 2017 году – уже 12 000—14 000.

ћиф второй: цифрова€ экономика позволит одним махом преодолеть неэффективность

¬ российской экономике есть немало компаний, достигнувших высочайшего уровн€ автоматизации. ќни конкурентны на мировом уровне, поэтому их способность развивать бизнес, опира€сь на самые современные разработки, не вызывает сомнений. 

  примеру, "„еркизово" строит полностью роботизированный м€соперерабатывающий завод в  ашире. X5 Retail Group создала платформу дл€ уберизации грузовых перевозок. ћагнитогорский металлургический комбинат и "—еверсталь" внедр€ют в производство машинное обучение и анализ больших данных.  

“ем не менее в –оссии есть множество компаний, не прошедших даже этап базовой автоматизации. „тобы сохранитьс€, им необходимо достигнуть "гигиенического" уровн€ в технологи€х и выстроить современную систему управлени€ процессами: автоматизировать управление ресурсами и отношени€ с клиентами, внедрить систему бюджетировани€, "оцифровать" управление производством и качеством, создать системы корпоративной отчетности, запустить аналитику.

«вучит скучно, но все это нужно делать. Ѕазова€ автоматизаци€ создает современную бизнес-среду и управленческую культуру, формирует требовани€ к персоналу. Ѕез этой основы внедрение любых технологических новинок бессмысленно.  

ћиф третий: цифрова€ экономика = виртуальна€ реальность + машинное обучение

ќдна технологи€ или их набор не могут рассматриватьс€ в качестве универсального рецепта даже при решении схожих бизнес-задач. ƒл€ цифровизации, в отличие от предыдущего этапа автоматизации, не выработано пон€тных дорожных карт.  ажда€ компани€ и отрасль будут искать свой путь, адаптиру€ бизнес-модели к мен€ющейс€ среде. ѕоэтому рекомендации типа повсеместной установки датчиков на все агрегаты не состо€тельны с точки зрени€ бизнеса. 

Ќа мой взгл€д, более или менее общим трендом дл€ всех бизнесов сегодн€ €вл€етс€ формирование сложных цифровых платформ и бизнес-цепочек, которые объедин€ют множество участников, позвол€€ им получить доступ к огромному пулу ресурсов, клиентов или возможностей. Ќа практике это означает, что организаци€ должна строить свои бизнес-процессы и »“-системы так, чтобы постепенно интегрировать  в процессы своих клиентов, посредников, поставщиков и так далее.

ѕримеры формировани€ таких цифровых экосистем мы видим во многих отрасл€х. ¬ целом р€де стран банки и мобильные операторы обсуждают переход на единые стандарты дл€ формировани€ общего пула данных, что позволит им намного точнее строить профиль клиента и в конечном итоге формировать более качественное предложение.

ћиф четвертый: цифровизаци€ позволит см€гчить эффект от нехватки квалифицированной рабочей силы

—читаетс€, что цифровизаци€ позволит за счет повышени€ эффективности труда см€гчить последстви€ негативных демографических тенденций и нехватки молодых квалифицированных кадров.

Ќа самом деле роботизаци€ и внедрение искусственного интеллекта ведут не столько к повышению эффективности работы человека, сколько к его постепенному вытеснению из оцифрованных процессов. ѕри этом поддержка и развитие сложных систем и бизнесов потребует еще больше продвинутых специалистов, например инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит которых есть уже сейчас. ѕоэтому без должной социальной и образовательной политики цифровизаци€ несет скорее риск углублени€ структурных проблем российской экономики. ¬ысвободитс€ большое количество людей зан€тых простыми операци€ми, тогда как за квалифицированные кадры борьба будет только обостр€тьс€.

“акже необходимо учитывать, что цифровизаци€ постепенно стирает разницу между бизнесами — современное производство часто требует тех же цифровых компетенций, что и банкинг. ¬ результате в новой экономике развернетс€ остра€ конкуренци€ за кадры между всеми отрасл€ми.

ћиф п€тый: цифрова€ экономика — это красивые, но пустые слова. “радиционна€ экономика не изменитс€ принципиально за следующие полвека

»гнорировать очередной этап развити€ экономики, основанный на результатах технологической революции, недальновидно. Ќесмотр€ на мифы и иллюзии, изменени€ идут полным ходом. ѕроблема в том, что реальные ход и сроки цифровой трансформации в конкретной отрасли спрогнозировать очень трудно.

—егодн€ полностью изменилс€ облик перевозок, медиапотреблени€, торговли, индустрии развлечений, а целый р€д отраслей €вно "на подходе". ќбратим внимание на то, как американские автодилеры во многих штатах юридически пытаютс€ запретить продажу автомобилей Tesla. “ак большой сегмент старой экономики агрессивно защищает свою прибыль — в отличие от бензинового авто, электромобиль может быть легко продан напр€мую производителем и почти не требует технического обслуживани€ через посредника.    

ѕоэтому сегодн€, на мой взгл€д, руководство каждой компании должно озаботитьс€ в первую очередь двум€ задачами. ¬о-первых, необходимо как можно быстрее избавл€тьс€ от рутины, которой перегружен менеджмент. » здесь сегодн€ практически нет технологических ограничений — все, что может быть идентифицировано и формально описано (стандартизировано), может быть автоматизировано, это вопрос соотношени€ цены и потенциальной ценности дл€ бизнеса.

ј во-вторых, высвободившиес€ ресурсы должны быть направлены на посто€нную  рефлексию — поиск способов сохранени€ потребительской ценности своего продукта. Ёто потребует серьезного напр€жени€ и времени.

≈сли раньше наращивание конкурентоспособности могло строитьс€ на постепенном повышении эффективности и внедрении лучших отраслевых практик, то развитие цифровой экономики сегодн€ во многом строитс€ на кросс-функциональном и кросс-отраслевом трансфере технологий и бизнес-моделей. ѕотенциальные прорывные идеи и технологии дл€ вашего бизнеса сегодн€ могут быть обнаружены в совершенно неожиданных сегментах экономики.

»сточник:  оммерсантъ

—мотри также:  олонка эксперта

21 сент€бр€