Поиск
Дополнительное меню

Новости ИТ-бизнеса для Профессионалов

21 октября : суббота

Курсы

USD ЦБ РФ 20/10 57.5706 +0.2985
EUR ЦБ РФ 20/10 67.9333 +0.5756
EUR/USD 20/10 1.1800 +0.0039

"Яндекс" запустил новую версию поиска

23.08.2017 10:28

"Яндекс" запустил новую версию поиска на основе поискового алгоритма "Королев", который с помощью нейронной сети сопоставляет смысл запроса и веб-страницы, рассказали “Ъ” в компании. В "Яндексе" рассчитывают, что "Королев" будет точнее отвечать на сложные вопросы пользователей.

Это не первый поисковый алгоритм "Яндекса" на базе нейросетей: в ноябре 2016 года компания представила "Палех", анализирующий заголовки веб-страницы. "Королев" использует нейронную сеть, которая рассматривает не только заголовок, а всю страницу целиком, говорят в компании. "Это сложная вычислительная задача, поэтому “Яндекс” определяет суть страницы заранее, на этапе индексирования. Благодаря этому количество страниц, которые поиск сравнивает по смыслу с запросом, выросло со 150 документов до 200 тыс.",— сообщили в компании. Чтобы оценить смысловую близость запроса и документа, нейросети нужно огромное количество примеров, которые дает обезличенная поисковая статистика: на какие сайты люди переходят по запросам и сколько времени там проводят. Используя поисковую статистику, алгоритм учится понимать смысловые связи. "Например, он поймет, что в запросе “картина, где небо закручивается” речь идет о картине Ван Гога, а в запросе “ленивая кошка из Монголии” — о мануле",— приводят пример в "Яндексе". "Яндекс" использует нейросети и в других своих разработках, среди которых распознавание и синтез речи, поиск по картинкам, технология прогноза погоды "Метеум", сортировка писем в почте, антипорно в поиске.

Для обучения поисковой системы "Яндекс" использует оценки качества ответов. Раньше компания оценивала качество поиска с помощью собственных специалистов. Теперь будут учитываться также оценки, которые выставляют пользователи "Яндекс.Толоки" — сервиса, где любой желающий может выполнять задания и получать за них вознаграждение. Сейчас в нем зарегистрировано более 1 млн пользователей, которые выставили более 2 млрд оценок.

По данным LiveInternet, в июле 2017 года "Яндекс" занимал 51% рынка поиска в России, Google — 44%. Для бизнеса российской компании, большую часть выручки которой приносит контекстная реклама, этот показатель критически важен. Но в течение нескольких лет "Яндекс" терял долю на рынке поиска: так, в августе 2014 года она составляла более 60%, тогда как у Google было 30%. На Android доля "Яндекса" гораздо скромнее: 28,1% против 71,1% у Google по итогам июля, по данным LiveInternet. Такому результату могли способствовать действия американского поисковика: в феврале 2014 года "Яндекс" пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), обвинив Google в давлении на вендоров, производящих мобильные устройства на базе Android. В частности, Google не предоставлял альтернативу своей поисковой системе и не позволял производителям предустанавливать на них приложения других компаний. Конфликт длился больше трех лет, но в апреле 2017 года ФАС и Google объявили о мировом соглашении.

Пока сложно сказать, как запуск нового алгоритма отразится на доле "Яндекса" в поиске, считает аналитик "Открытие Капитал" Александр Венгранович. "Важно, что подумают об этом рекламодатели. Если улучшится качество поиска и таргетирование рекламы, это повысит привлекательность сервиса “Яндекса” и позволит ему ускорить темпы роста выручки",— отмечает он. В первом полугодии она росла слабее рынка, напоминает аналитик: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рынок интернет-рекламы за январь—июнь 2017 года вырос на 23%, до 75 млрд руб., а рекламная выручка "Яндекса", по данным отчетности, увеличилась на 22%, до 40,4 млрд руб.

Источник: Коммерсантъ

Смотри также: Интернет

23 августа