Поиск

USD/RUB: 61.53 EUR/RUB: 68.54 BTC/USD: 8943.58

19 февраля : воскресенье

Колонка эксперта

Коммуникационные OTT-сервисы отбирают хлеб у мобильных провайдеров

11.06.2015 12:23

Потери операторов мобильной связи в мире от использования потребителями коммуникационных OTT-сервисов в 2014 году оцениваются в 14 млрд долларов. Совокупная упущенная выручка мобильных и фиксированных операторов только от VoIP-cервисов, по данным OVUM, за период 2012-2020 годов достигнет 479 млрд долларов или 6,9% глобального рынка голосовых услуг.

Российские операторы мобильной связи, по оценкам Json & Partners Consulting, из-за OTT-сервисов не досчитались в 2014 году не менее 15-20 млрд рублей или около 2% своих доходов. Операторы ищут пути повышения потребительской стоимости своих услуг с помощью новых ОТТ-сервисов и постепенной замены ими своих текущих ресурсоемких сетезависимых услуг. Переход к партнерской модели предоставления широкого разнообразия OTT-сервисов является мейнстримом развития отрасли на ближайшие несколько лет.

Глобальные мессенджеры все больше завоевывают мир. Так, WhatsApp и Facebook Messenger в совокупности обслуживают более 1,3 млрд пользователей, китайские QQ Mobile и WeChat — более 1 млрд человек. Между тем, проблема монетизации этих и других подобных сервисов остается актуальной — годовой ARPU наиболее прибыльных проектов (WeChat, LINE, KakaoTalk) находится в пределах 3-7 долларов.

Спектр бизнес-моделей простирается от наиболее очевидных и часто использующихся — платная подписка (WhatsApp, QQ Mobile), звонки на мобильные и фиксированные номера (SkypeOut, Viber Out) — до продажи брендовых сувениров (LINE, KakaoTalk) и партнерств с медиакомпаниями (Snapchat).

При этом перспективы традиционных моделей, например, платная подписка или платное приложение, неочевидны, а ряд крупных игроков (например, WhatsApp) отвергают и рекламную модель. Экономически успешные проекты (LINE — продажа стикеров, внутриигровые продажи) реализованы на азиатских рынках. Еще одним трендом стало создание такими OTT-провайдерами, как KakaoTalk, WeChat, LINE, Snapchat и Facebook, платформ для сторонних приложений.

В России, где проникновение мобильных мессенджеров по итогам 2014 года оценивалось на уровне 78%, с большим отрывом по популярности лидирует Skype (его используют более 70% респондентов). Далее следуют проекты Mail.ru Group («Mail.ru Агент», «Одноклассники», ICQ и VK), глобальным же лидером является WhatsApp, затем идут QIP, Facebook и Viber.

Продажи SIP-телефонов в России увеличились на 16% по сравнению с 2013 годом — до 216 тысяч. Отрицательная динамика количества портов УПАТС в России наблюдается с 2012 года. В 2014 году, по предварительной оценке Json & Partners Consulting, количество портов снизилось на 10% — до 1,48 млн, и, по прогнозам на 2015 год, уменьшится еще на 11% — до 1,32 млн.

Одним из вариантов реализации услуги унифицированных коммуникаций является предоставление ее по требованию — Unified Communication as a Service, чаще всего на облачной платформе. В перспективе ожидается переход от проприетарных решений вендоров к программным платформам на основе концепции SDN/NFV. Ярким примером трансформации бизнеса оператора может служить запуск в 2014 году японским оператором NTT Com пакета облачных сетевых B2B-сервисов с моментальной самостоятельной активацией и моделью оплаты по факту на базе UCaaS-платформы SDN/NFV. По оценке Wainhouse Research, объем мирового рынка UCaaS в 2014 году составил 1,8 млрд долларов, до 2018 года прогнозируется его рост до 5,3 млрд долларов с показателем CAGR, равным 24%.

Растущая активность наложенных сервисов в мире и в России негативно сказывается на доходах мобильных операторов от традиционных услуг (голос и SMS), которые вынуждены искать способы защиты своих доходов. Как показывают опросы операторов во всем мире, в 2014 году ни один из них не блокировал OTT-сервисы и лишь немногие (5%) рассматривали возможность предоставления собственных мессенджеров абонентам (в 2013 — 43% операторов).

Основная тенденция во взаимодействии операторов и OTT-игроков — переход от стратегии запретов и блокировки OTT к взаимовыгодному сотрудничеству. Более половины операторов уже готовы к партнерствам, однако многие затрудняются с выбором конкретных моделей и форм взаимодействия с OTT.

Источник: @Astera