«ВымпелКом» решил отдать обслуживание сетей на аутсорсинг

«ВымпелКом» проводит тендер для компаний, с которыми хочет заключить контракт на 37,5 млрд руб. на обслуживание своих сетей. Аутсорсинг позволит сэкономить более 10 млрд руб. и, возможно, повысить качество работы сетей


Три претендента на два лота


«ВымпелКом» (бренд «Билайн») проводит закрытый тендер по выбору компании, которая будет на аутсорсинге обслуживать все сети сотовой связи и широкополосного доступа в интернет по всей стране, рассказал источник РБК, знакомый с условиями тендера. По его словам, в тендере участвуют три производителя телекоммуникационного оборудования: Nokia, Huawei и ZTE, итоги конкурса планируется подвести к концу октября. Победитель будет в течение пяти лет эксплуатировать и строить сети. В «ВымпелКоме» рассчитывают заключить на весь период контракт стоимостью 37,5 млрд руб., тогда как стоимость обслуживания по старой модели, силами самой компании с привлечением подрядчиков на обслуживание отдельных сетей, оценивается в 48 млрд руб., рассказал источник РБК.


По его словам, помимо готовности исполнять контракт по заявленной цене участников конкурса будут оценивать по еще одному критерию — качеству технического оборудования. Контракт будет предусматривать перевод 16% сотрудников (3,5 тыс. человек, исходя из данных на первое полугодие 2016 года) «ВымпелКома» на работу в компанию — победителя тендера. В течение года им должны сохранить рабочие места, условия работы и размер зарплаты.

В «ВымпелКоме» не ответили на вопросы РБК о тендере, отметив лишь, что и сейчас эксплуатируют и развивают сети связи в большинстве регионов на аутсорсинге. «Мы постоянно ищем пути совершенствования этой модели с привлечением мирового опыта от лучших партнеров», — сказала пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева.


В ZTE подтвердили, что участвуют в тендере. В Nokia сообщили, что «всегда участвуют в тендерах, в которые приглашают компанию», но конкретно про конкурс «ВымпелКома» говорить отказались. В Huawei сказали, что «принимают участие во всех основных тендерах «ВымпелКома». Источник РБК в компании, которая готова присоединиться к проекту в качестве субподрядчика, рассказал, что тендер разбит на два лота по географическому признаку.

ПАО «ВымпелКом» оказывает в России услуги мобильной и фиксированной связи, широкополосного доступа в интернет и др. Выручка по итогам второго квартала — 56,54 млрд руб. На 30 июня оператор обслуживал 57,4 млн сотовых абонентов, занимал 23% российского рынка, по данным AC&M (у основных конкурентов, МТС и «МегаФона», было 31% и 30%, соответственно). 100% «ВымпелКома» принадлежит VimpelCom Ltd — компании, зарегистрированной на Бермудских островах со штаб-квартирой в Амстердаме. Основным акционером VimpelCom является LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева.


Гендиректор агентства «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов отмечает, что при передаче обслуживания сетей на аутсорсинг базовые станции и прочая инфраструктура остается в собственности оператора, партнеру передают техническую поддержку, мониторинг состояния сетей, устранение неполадок, подключение абонентов к услуге ШПД (прокладка кабеля до квартиры, заключение договора).

«ВымпелКом» изначально поставил условие, что в тендере могут участвовать только поставщики оборудования, из-за чего заявку не смог подать один из нынешних партнеров компании по обслуживанию ее сетей — НВБС (до недавнего времени «Энвижн Бизнес Салюшнс», ЭБС).


Прежний аутсорсинг «ВымпелКома»


«ВымпелКом» в 2012 году передал на аутсорсинг обслуживание своей мобильной сети в Центральном федеральном округе компании Nokia Siemens Networks (сейчас — Nokia), в Приволжском и Дальневосточном — Huawei, в Сибири и на Урале — Ericsson. В проекте с Huawei субподрядчиком по эксплуатации и подключениям к сети широкополосного доступа (ШПД) «ВымпелКома» была ЭБС. Компания подписала с оператором договор на расширенное обслуживание сетей ШПД в Уральском, Сибирском, Северо-Западном, Центральном, Южном и московском регионах на пять лет. В ЭБС перешли 2,5 тыс. сотрудников «ВымпелКома». В 2015 году владельцем NVision Group, куда входила ЭБС, стала МТС, основной конкурент «ВымпелКома». Чуть позже ЭБС была продана региональному интернет-провайдеру «Зеленая точка» (после чего ЭБС и сменила название на НВБС).

Как утверждает источник РБК в «ВымпелКоме», контракт с НВБС «держался на личных контактах экс-гендиректора оператора Михаила Слободина». В начале сентября Следственный комитет России объявил топ-менеджера в розыск по уголовному делу о взятках должностным лицам Коми, которые могла давать компания «Т Плюс» (ранее она называлась «КЭС Холдинг», Михаил Слободин был его главой в 2003–2010 годах).


Управляющий директор «Зеленой точки» Сергей Костелянец сообщил, что у него не было каких-либо личных отношений с Михаилом Слободиным, что компания выиграла предыдущий тендер, так как «предложила новую концепцию взаимоотношений, направленную на увеличение доли «ВымпелКома» на рынке фиксированной связи».

Борьба за качество


При этом, по информации бизнесмена, нынешний тендер «ВымпелКом» проводит в первую очередь на обслуживание сети мобильной связи. «Победитель может получить дополнительные плюсы за готовность обслуживать сети ШПД, но это опционно. Насколько я знаю, «ВымпелКом» не хочет терять нас в качестве партнера», — говорит Сергей Костелянец. Он добавил, что в действующем контракте компаний предусмотрены специальные механизмы одностороннего выхода любой из сторон, но детали не уточнил.


Среди российских операторов у «ВымпелКома» самые масштабные проекты по передаче обслуживания сетей на аутсорсинг. МТС в прошлом году продлила пятилетний контракт до 2020 года с Nokia на обслуживание сетей в 16 регионах Центрального федерального округа (кроме Москвы и Московской области). За счет этого оператор снижает операционные затраты на обслуживание этих сетей на 20%. «Для нас очень важен вопрос качества поддержки сетей, мы установили строгие KPI, ужесточив их в 2015 году. Речь о скорости обновления элементов сети, восстановлении в случае внештатных ситуаций, плановых работах, оптимизации отдельных элементов. Кроме того, МТС получает дополнительные скидки по другим проектам с Nokia на поставку оборудования и услуг», — рассказал представитель МТС Дмитрий Солодовников.

«МегаФон» обслуживает свои сети самостоятельно. Почему — в компании не объяснили. Сергей Костелянец называет сложным вопрос о том, работают ли переданные на аутсорсинг сети качественнее. «Качество повышается, так как к подрядчику выдвигаются более жесткие требования. Например, своего сотрудника компания может штрафовать на 500 руб. за ошибку, а стороннюю компанию — на сумму в десять​ раз больше. Но важно, чтобы для компании, которая занимается аутсорсингом, это был профильный бизнес», — рассуждает глава «Зеленой точки». Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков считает, что зачастую партнеры оператора быстрее устраняют неполадки, чем он сам. По мнению Кускова, у участвующих в тендере «ВымпелКома» крупных производителей телекоммуникационного оборудования есть возможность создать в России разветвленную сеть пунктов обслуживания и содержать внушительный штат. Хотя и допускает некоторую неразбериху в первое время после заключения контракта.

Поделиться с друзьями
ASTERA