В 2019 году общая выручка рынка фиксированного ШПД начнет уменьшаться

Несмотря на рост мировой абонентской базы рынка фиксированного ШПД на 5-7%, который будет продолжаться и дальше, темпы роста выручки операторов падают. По прогнозам Json & Partners Consulting, уже в 2019 году общая выручка в мире начнет уменьшаться. Причиной тому является среднемировое падение ARPU абонента фиксированных сетей, происходящее из-за ценовой эрозии, а также конкуренции с другими услугами — мобильной связью и ОТТ-сервисами от третьих компаний. Выходом для операторов в этой ситуации может быть только радикальный пересмотр их бизнес-модели в сторону трансформации из классического проводного оператора в провайдера сервисов инфраструктуры и облачных услуг.


Подобная трансформация позволит операторам радикально расширить свой продуктовый портфель и успешно защищать абонентскую базу от эрозии под воздействием замещающих ОТТ-услуг, а также обеспечить конвергенцию с мобильным ШПД.


В части услуг ШПД-доступа прогнозируется изменение структуры рынка по технологии доступа: в связи с ростом потребностей абонентов в части пропускной способности сетей доступа доля оптической технологии на «последней миле» будет расти опережающими темпами и к 2025 году может составить 45%.


В области контентных услуг гибридизация интернета и ТВ привела к тому, что операторы более не являются ключевым звеном в доступе абонентов к контенту. Это означает, что операторам приходится бороться за абонента таких сервисов не только с собой, но и с замещающими ОТТ-сервисами. По оценке аналитиков Json & Partners Consulting, доля доходов классических операторов кабельного ТВ (аналогового и цифрового) будет продолжать снижаться за счет увеличения доли OTT и IPTV, и к 2025 году они будут претендовать лишь на 56% общих доходов отрасли.


С учетом общих тенденций развития отрасли можно сказать, что традиционная бизнес-модель операторов фиксированного ШПД, основанная на вертикально-интегрированной технологической модели сети с аппаратно-зависимыми сервисами и односторонней рыночной модели, когда источником доходов являются только абоненты сети, более не может обеспечить конкурентоспособности операторов. Дальнейшее следование такой бизнес-модели может уже в ближайшие годы превратить их в «трубу» для доступа к ОТТ-сервисам третьих компаний.


Избежать этой участи операторам позволит радикальная смена модели бизнеса, как в технологическом, так и в коммерческом аспекте. Только переход к двусторонней бизнес-модели вкупе с трансформацией в провайдера цифровых сервисов на основе облачной платформы оказания услуг и переход на технологическую платформу SDN/NFV, обеспечивающую виртуализацию функций не только опорной сети, но и абонентского оборудования, может обеспечить долговременное устойчивое развитие оператора фиксированного ШПД.

Поделиться с друзьями
ASTERA