В 2015 году совокупная выручка российских софтверных компаний от продаж на внутреннем рынке в рублях увеличилась на 28%

Весной 2016 г. эксперты «Руссофт» провели свой традиционный анализ данных, характеризующих российский ИТ-рынок и полученных из различных источников. В итоге они представили свое видение изменения объема ИТ-рынка России в 2015 году. Аналитики компании «Руссофт» пришли к выводу о том, что основное падение продаж пришлось на иностранных вендоров, в то время как относительно отечественной отрасли разработки ПО и всего софтверного рынка России можно говорить даже о некотором росте.


По предварительным данным ежегодного исследования «Руссофт» 2016 года, совокупная выручка российских софтверных компаний от продаж на внутреннем рынке в рублях увеличилась на 28%. С учетом инфляции, рост составил 13%. Для отечественных софтверных компаний рынок вообще не сократился, а даже увеличился, если не учитывать ту его часть, которую занимают продажи зарубежных компаний. Можно констатировать, что продажи отечественных разработчиков в 2015 году росли, в том числе в результате естественного импортозамещения, которое было вызвано, в первую очередь повышением цен на импортное ПО, а также рисками отказа от поставки или поддержки импортного ПО российским потребителям в связи с применением антироссийских санкций.


По данным «Руссофт», совокупные продажи отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке (включая продажи ПО и услуг по его разработке и поддержке) в 2015 году составили примерно 5 млрд долл. Еще не менее 1,5-2 млрд долл. продаж приходится на зарубежных вендоров.


«Можно выделить три взгляда на ИТ-рынок: взгляд глобальных корпораций, отечественных софтверных компаний и российских пользователей ИТ, — считает аналитик «Руссофт» Дмитрий Желвицкий. — Глобальные компании доверяют данным исследовательских компаний IDC и Gartner, которые говорят о снижении объема ИТ-рынка России в 2015 г. на 39% и 44% соответственно. Для отечественных софтверных компаний рынок нужно мерить в национальной валюте с учетом инфляции, поэтому, как правило, они ориентируются на данные Минэкономразвития. Конечных пользователей ИТ вообще не интересует, в долларах или рублях нужно измерять объемы рынка, для них важно, какими ресурсами обладает рынок и какую цену предстоит заплатить за услуги и оборудование. Поэтому мы применили свою собственную методологию и оценили реальное состояние ИТ-рынка в России».


Согласно данным IDC и Gartner, в 2015 году произошел обвал российского ИТ-рынка с сокращением его объема примерно на 40% (39% по данным IDC и 44% по данным Gartner). Основная причина — примерно такая же по величине девальвация рубля. В связи с такой оценкой рынка многие эксперты и СМИ сделали вывод о возврате ИТ-рынка на 10 лет назад.


Столь значимое сжатие рынка в долларовом выражении — серьезная проблема, но в основном это проблема для подразделений глобальных компаний, работающих в России. К глобальным компаниям можно отнести не только крупные зарубежные корпорации, но и российские компании, которые уже работают глобально (на различных рынках) или планируют так работать. Для них сокращение выручки в долларовом выражении означает, что стало сложнее формировать маркетинговый бюджет для продвижения своих решений и услуг за рубежом. Однако, во-первых, они все активнее выходят на рынке стран, где национальные валюты также девальвировались относительно доллара (хотя и не так сильно, как рубль). Во-вторых, у этих компаний и затраты в долларовом выражении в России сократились из-за девальвации.


По информации Минэкономразвития РФ, размер ИТ-рынка в 2015 году составил 740 млрд руб., что на 9% меньше, чем годом ранее, если считать в сопоставимых ценах. Если пересчитать данные IDC в рублях и учесть официальную инфляцию (12,9%), то получится падение на 14%. 9% или 14% — большое падение, но это не 40%! Тем более, что отечественные компании могли расти при сокращающейся доле зарубежных компаний на всем ИТ-рынке.


Измерять объем ИТ-рынка в рублях в то время, когда значительная часть оборудования приобретается по импорту, также не верно. В связи с отсутствием адекватной оценки такого смешанного рынка, «Руссофт» разработал свой «бивалютный» индекс. Он рассчитывается следующим образом: рынок разделяется на импортные и отечественные продукты и решения, и для каждого сегмента определяется рост или снижение в соответствующей валюте, а потом при расчете общего объема рынка учитывается вес каждого сегмента.


Таким образом, положительное влияние ИТ на экономику и общество в 2015 г. уменьшилось по сравнению с 2014 г., но развитие ИТ-рынка с изменением его структуры продолжается, даже при таком сокращении.

Более того, в ряде сегментов рынка ИКТ России в 2015 году наблюдался рост: увеличилась аудитория Рунета (на 4-5%); объем внутреннего рынка электронной коммерции (e-commerce) поднялся на 16% в рублях (это больше инфляции); трансграничные продажи на рынке электронной коммерции возросли на 55%; количество пользователей фиксированного широкополосного доступа (ШПД) увеличилось на 2%; количество зарегистрированных пользователей электронных госуслуг достигло 23,4 млн чел, увеличиваясь каждый месяц на миллион пользователей; количество пользователей, купивших в интернете легальный контент, стало на 50% больше; объем российского рынка оцифровки вырос на 60%; рынок коммерческих дата-центров прибавил 16% (в рублевом выражении).


«Вообще говорить о каком-то возврате ИТ-рынка в далекое прошлое не стоит, — считает Валентин Макаров, президент НП «Руссофт». — В 2005 году рынок был совсем другим — как по структуре продаж, так и по поставляемому оборудованию и решениям. Можно говорить только о том, что измеряемые в долларах продажи ряда иностранных вендоров вернулись на уровень 2005 года».

Поделиться с друзьями
ASTERA