Интервью с Александром Стуловым, главой представительства компании Riverbed Technology в России и СНГ.
— Как, по вашему мнению, ИТ-рынок отреагировал на экономические проблемы в 2014 году? Какой сегмент пострадал больше всего, а какой был в выигрыше?
— 2014 год был достаточно насыщенным в экономическом плане. Основные моменты прошедшего года в России, оказавшие влияние на отрасль ИТ — существенное ослабление рубля, курс на импортозамещение и закон о хранении данных российских пользователей на серверах в России. С одной стороны, напряжение почувствовала та часть рынка, которая занимается поставкой иностранных решений. С другой стороны, в этот же период активизировались отечественные поставщики ПО и ИТ-продуктов.
По исследованию группы IDC, в 2014 году рынок ИТ-услуг в России сократился на 15%. Большую часть рынка составили системные интеграторы, рост в 2014 году наблюдался в сегменте аутсорсинговых услуг. Исследование IDC также отмечает постепенную реорганизацию рынка методами импортозамещения. Несмотря на эти факторы, большинство ИТ-компаний в России в 2014 году продолжали укреплять собственный бизнес и начинали продумывать антикризисный план действий.
В целом ИТ-рынок в России отреагировал на кризис достаточно умеренно в 2014 году, в силу определенной инертности — проекты и бюджеты утверждались тогда, когда ничто еще не предвещало столь серьезных перемен. Важно также понимать, что нестабильная экономическая ситуация в стране для многих ИТ-компаний представляет собой не трудность, а возможность для роста и развития. В основном это относится к игрокам рынка облачных решений, которые способны легко внедрить и быстро продемонстрировать первые бизнес-результаты. Во время кризиса компании стремятся к экономии — внедрение новых облачных решений помогает им оптимизировать процессы и сократить затраты на инфраструктуру.
— Как ваша компания боролась с трудностями? На какие сферы вы обратили особое внимание?
— В прошлом году в ситуации нестабильного рубля мы чувствовали себя достаточно уверенно. В кризисное время обычно растет спрос на продукты и услуги, позволяющие компаниям экономить. Так, например, оптимизация WAN-сетей дает возможность сократить стоимость операционных расходов, а консолидация данных филиалов в центральном ЦОДе позволяет полностью исключить дополнительные инвестиции в ИТ-инфраструктуру филиалов.
В 2014 году мы уделили особое внимание работе с нашими партнерами в России: провели первую партнерскую конференцию Partner Connect, ввели новую партнерскую программу. Разработали и запустили технологические альянсы Riverbed — это программа для поддержки партнерской экосистемы, создающая интегрированные решения для доставки и управления приложениями и данными в глобальных гибридных корпоративных средах. Интегрируя продукты Riverbed с собственными решениями, партнеры используют инновационные технологии и лидирующие на рынке продукты Riverbed для увеличения своей конкурентоспособности. Так, максимальную производительность приложений обеспечивают альянсы Riverbed-VMware и Riverbed-Microsoft.
— Положительно ли повлияла на ваше производство идея импортозамещения, озвученная в 2014 году и активно продвигаемая сегодня?
— Идея импортозамещения, озвученная в прошлом году, никак не повлияла на работу нашего представительства. Это связано с тем, что наши решения уникальны и не имеют аналогов у российских разработчиков. В 2014 году оборот компании составил 1,1 миллиард долларов, если говорить о глобальных результатах. Общие темпы роста составляют 10-20%. Россия для нас продолжает оставаться одним из рынков с наибольшим потенциалом роста.
Мы предоставляем компаниям комплекс решений для оптимальной работы в гибридной среде, которая сейчас только приходит в Россию. Гибридная среда представляет собой совокупность как традиционных элементов ИТ-ландшафта, так и новых: корпоративный ЦОД, головной офис, филиальная сеть, облачные сервисы, мобильные пользователи и стационарные с личными устройствами. Так, по исследованию компании Forrester, сегодня около 62% сотрудников компаний работают из нескольких офисов: основного, регионального, домашнего и других. Коммуникация и доступ к запрашиваемым данным в подобной системе осуществляется посредством выделенных соединений, например, IP VPN с одной стороны и публичного интернета, оптимального для доставки менее важных приложений, с другой. Для оптимальной работы в комплексной ИТ-среде необходим единый центр управления, который обеспечит прозрачность всей системы и легкую управляемость критически важных для бизнеса приложений.
— Как санкции, введенные ЕС и США против России, отразились на деятельности вашей компании?
— Санкции, введенные Западом в отношении России, не оказали влияния на нашу работу. Они обошли стороной наших партнеров и заказчиков.
— Претерпела ли изменения ваша стратегия развития в связи с ситуацией на рынке?
— Мы планировали в 2014 году особое внимание уделить нашим партнерам — тем, кто с нами уже достаточно давно, и новым. Именно так и получилось. На данный момент в России наша партнерская сеть насчитывает более 30 компаний — и многие из них являются ключевыми игроками ИТ-рынка.
В 2014 году мы также вели постоянную работу над совершенствованием нашей продуктовой линейки. Наиболее значительные события 2014 года для нас в продуктовом плане — выпуск SteelCentral NPCM для быстрого доступа к критически важным для бизнеса сетевым услугам и представление, пожалуй, самого полного решения по оптимизации производительности любого приложения в гибридной среде SteelHead 9.0.
Для того чтобы чувствовать себя комфортно на рынке в кризисное время, бизнес должен вести непрерывную работу над совершенствованием своих решений и продуктов. Важно также быть полностью ориентированным на своего покупателя. Мы уверены в том, что Россия — рынок, где наши решения потенциально востребованы. Наша страна — регион больших расстояний и дальних расположений. Компании открывают филиалы за тысячи километров от основного офиса, начинают использовать различные виды приложений и доставлять информацию по различным сетям и канала связи. Таким образом, бизнес начинает существовать в гибридной среде, что рождает спрос на инструменты оптимизации ИТ-инфраструктуры.
— Как, на ваш взгляд, изменится ИТ-индустрия в текущем году? Какие оптимистичные и негативные сценарии развития ситуации вы ожидаете?
— Рынок ИТ сегодня быстро меняется, появляются новые технологии, новые ниши и игроки. Мы прогнозируем продолжение развития программно-управляемых технологий и виртуализации. Также в России, несмотря на развитие облачных технологий, традиционные методы построения ИТ-инфраструктуры будут оставаться преобладающей реальностью в текущем году — гибридная среда, таким образом, станет нормой.
В 2015 году игроки ИТ-рынка и компании-заказчики будут пересматривать место ИТ в структуре бизнеса. Современный ИТ-отдел все чаще будет напрямую связан с эффективностью бизнеса — при правильном устройстве системы ИТ в компании сотрудники будут все меньше времени отводить на поддержку инфраструктуры и больше на получение дохода, оптимизацию процессов и инновации.
— Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу? Решаетесь ли вы делать прогнозы на 2015 год?
— Мы смотрим в будущее достаточно положительно — это связано с несколькими большими событиями, произошедшими в компании в начале года как на глобальном уровне, так и на локальном в России.
В конце 2014 года мы объявили о сделке с инвестиционным фондом Thoma Bravo и Teachers Private Capital, инвестиционным подразделением Пенсионного фонда учителей Онтарио. Решение о приобретении компании Riverbed было принято советом директоров единогласно после опубликования результатов исследования стратегических и финансовых альтернативных решений осенью 2014 года. Сделка была закрыта весной 2015 года. Мы рады подобному сотрудничеству и с учетом всех возможностей, которые мы получили в качестве частной компании, планируем сконцентрировать усилия на достижении следующего уровня развития.
В начале года в регионе «Россия и страны СНГ» была учреждена новая должность — глава представительства. Для меня большая честь возглавить нашу сильную локальную команду и продолжить сотрудничество с ключевыми игроками рынка, с нашими партнерами и клиентами в новой должности. В 2015 году мы планируем уделить особое внимание человеческому капиталу — инвестиции Riverbed Technology в российский офис будут направлены в дальнейшем на усиление нашей локальной команды.