В 2014 году объем рынка OSS/BSS для телекоммуникационных операторов России и стран СНГ составил 34 млрд рублей

Ситуация на рынке OSS/BSS-систем поддержки операционной деятельности операторов становится сложнее с каждым годом. Новые предложения в OTT-мире появляются каждый месяц, тогда как внедрение операторских сервисов может достигать 1 года. В итоге традиционные телеком-игроки не успевают за быстро меняющимися пользовательскими предпочтениями.

По данным Json & Partners Consulting, по итогам 2014 года ежегодный объем рынка OSS/BSS для телекоммуникационных операторов России и стран СНГ практически не изменился в сравнении с предыдущим годом и составил 34 млрд рублей. 2/3 из них приходятся на расходы по поддержке существующих системе (OPEX), а ежегодный объем закупок новых OSS/BSS-решений российскими операторами (CAPEX) не превышает 8 млрд рублей. Такое соотношение CAPEX/OPEX характерно практически для всех мировых операторов, где на CAPEX приходится около 40% затрат. В то же время структура CAPEX/OPEX российских операторов значительно смещена от среднемировых показателей в сторону затрат на доработки/техобслуживание ранее внедренных систем, доходящих до 70%. Данное обстоятельство еще более остро ставит вопросы OSS/BSS-трансформации для отечественных операторов.

Сокращение сроков вывода на рынок новых услуг, а также их разнообразие, бандлирование, раздельная тарификация по типу трафика и уровню качества, новые не телекоммуникационные услуги, повышение конкурентоспособности и снижение издержек — все это возможно за счет трансформации операторского OSS/BSS-стека. Кроме того, после стабилизации экономической ситуации в стране на рынке OSS/BSS будет наблюдаться всплеск активности, связанный с реализацией отложенного спроса.

Если говорить об общей структуре российского рынка телекоммуникационного ПО, то сегмент BSS охватывает около 70%, а сегмент OSS — 30% рынка. При этом около 80% рынка в денежном выражении приходится на операторов «большой четверки» (МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «Ростелеком»), а оставшиеся 20% делят между собой средние и малые операторы.

Что касается ключевых и наиболее востребованных систем OSS/BSS среди российских телекоммуникационных операторов, то в сегменте BSS первостепенное значение для них имеют системы биллинга и CRM. Важнейшими и наиболее востребованными OSS-модулями являются системы управления сетью (Network Management, Inventory), включая все инструменты планирования и оптимизации сети (Planning, Provisioning, Network Performance). Оставшуюся долю рынка занимают системы мониторинга производительности (Fault Management), а также перспективный сегмент управления качеством обслуживания (Service Quality/Performance).

В числе драйверов развития российского рынка телеком ОSS/BSS стоит отметить рост сегмента мобильного ШПД и новых не телеком-сегментов (М2М, BI/Big Data, финансовые сервисы, Media), необходимость в трансформации OSS/BSS-стека операторов, в том числе с использованием «зонтичных» решений, необходимость сокращения затрат на владение системами и повышение прозрачности/управляемости/гибкости.

К сдерживающим факторам можно отнести экономический кризис, нестабильность курса рубля, режим санкций, замедление темпов роста российского телекоммуникационного рынка в целом, а также наличие у российских операторов разнообразного мультивендорного парка устаревших ИТ-систем.

По мнению Дмитрия Сагалаева, директора практики BSS компании ATConsulting, в 2015-2016 годах развитие рынка OSS/BSS будет во многом определяться макроэкономической ситуацией. Рынок фиксированной связи будет развиваться за счет продолжающегося роста сегмента платного телевидения и интернет-рекламы, повышения мощности сетей передачи данных. Операторы продолжат экспансию на рынок банковских услуг. Продолжится перестройка BSS-архитектуры в сторону клиентоориентированной. Операторы продолжат оптимизировать процессы разработки и эксплуатации парка ИТ-систем за счет переноса этих функций во внутренние службы либо предлагая комплексные контракты на сопровождение и развитие.

Поделиться с друзьями
ASTERA