Торговцы испугались покупателей

В начале марта в Госдуме был зарегистрирован законопроект депутатов «Справедливой России» Сергея Миронова и Олега Нилова, которые предложили возмещать потребителю до стократной цены товара, если его права нарушены. Речь идет о поправках в закон о защите прав потребителей. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) уверены, что предложения парламентариев «приведут не к повышению уровня защиты прав потребителей, а к расширению возможностей их незаконного обогащения» и всплеску инфляции.


Об этом говорится в негативном отзыве компаний, которые входят в АКИТ, — Ozon, Lamoda, Media Markt, re:Store и других (документ есть у «Известий»), который был направлен главе комитета по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолию Аксакову.


«Закон о защите прав потребителей уже имеет серьезное смещение баланса в пользу покупателей, нежели продавцов, исполнителей и изготовителей», — считают интернет-торговцы.


Законопроект депутатов устанавливает ряд новелл, которые позволяют потребителю при наличии небольших убытков и высокой стоимости товара «требовать несоразмерного понесенным убыткам возмещения», отмечается в отклике АКИТ. Так, покупатель вправе получить двукратную цену товара, если ему не предоставили полную и достоверную информацию о нем. Что не освобождает продавца от уже прописанной в законе ответственности — например, обязанности заменить товар и др.

Это предложение подрывает основной принцип гражданского судопроизводства — состязательность сторон, уверены в АКИТ. «Непредставление информации до заключения договора купли-продажи на практике является сложно доказуемым со стороны продавца», — подчеркивают в ассоциации. А вот недобросовестные потребители легко могут использовать показания лжесвидетелей.


Также депутаты предложили возвращать убытки в пятикратном размере сверх неустойки, которая уже установлена законом или договором. Если желания получать компенсацию у покупателя нет, то он может потребовать возврата пятикратной цены купленного товара, говорится в проекте. Например, если у телевизора за 100 тыс. рублей будут производственные недостатки, то можно не доказывать убытки, а взыскать 500 тыс. рублей с продавца. Сейчас же можно лишь претендовать на возврат своих денег или обмен на другой телевизор.


Покупателям должно понравиться и увеличение штрафов за нарушение их прав другой стороной конфликта с 50% до 100% от суммы, которую суд взыщет в пользу потребителя. «Даже существующий штраф ведет к чрезмерной выгоде потребителя, а не к восстановлению его нарушенного права», — пишет АКИТ в своем отзыве, подчеркивая, что размер штрафа принимает вид карательного наказания, которое способно привести к прекращению деятельности организации.


«К сожалению, дополнительные издержки продавца на выполнение новых правил будут включены в стоимость реализуемых товаров, что неизбежно повлечет всплеск инфляции», — предупреждают в ассоциации. Дополнительные расходы лягут и на страховые и строительные компании, банки и все те организации, на отношения с которыми Верховный суд распространил действие закона о защите прав потребителей» (п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17).


По данным АКИТ за 2015 год, российские суды постановили выплатить 35 млрд рублей потребителям по искам о защите прав потребителей, в 2014 году — 26,5 млрд рублей. Из них на онлайн-торговлю пришлось около 1,4 млрд рублей. Доминирующая доля всех споров — 86% в 2015 году и 85% в 2014 году — разрешается в пользу потребителей.


По данным Общества защиты прав потребителей, около 15–20 тыс. человек в год обращаются к ним с жалобами, до 10% из них доходит до суда. В первую очередь у людей возникают проблемы с бытовой техникой и электроникой, и только на втором месте — с продуктами питания. Председатель общества Михаил Аншаков говорит, что ответственность можно ужесточать до бесконечности, но это не даст результата, когда в стране нет отлаженной системы стандартов и контроля.


Напомним, действующий закон о защите прав потребителей вступил в силу в 1992 году, с тех пор он неоднократно корректировался, в последний раз — в 2015 году. В Роспотребнадзоре «Известиям» сообщили, что за 2015 год в службу поступило 329 тыс. обращений по защите прав потребителей, из них по 70% достаточно было предоставления разъяснений, 12% обращений стали основанием для проведения проверки, 3% — для проведения административного расследования.

Поделиться с друзьями
ASTERA