Tor в законе

Депутаты Госдумы предлагают узаконить досудебные блокировки программных средств, позволяющих анонимно пользоваться интернетом и заходить на запрещенные интернет-сайты. Речь идет о спонсируемом американским правительством проекте Tor, а также об анонимайзерах и VPN-сервисах. Tor уже блокируют в Китае, Иране, Казахстане и Эфиопии, но в России от этого могут пострадать сами интернет-провайдеры, предоставляющие услуги шифрования, считают эксперты.


Вчера на пленарном заседании «Инфофорума-2015» председатель комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин («Справедливая Россия») предложил рассмотреть вопрос о досудебной блокировке средств доступа в анонимные сети типа Tor и анонимайзеров. «Это не только позволило бы ограничить доступ к запрещенной информации, распространяемой через анонимные сети, но и расширило бы возможности по противодействию коммерческому распространению вредоносных программ и незаконному доступу к компьютерной информации»,- полагает господин Левин. Заместитель председателя комитета по информполитике Вадим Деньгин (ЛДПР) сообщил «Ъ», что поддерживает данную инициативу.

Сейчас любой пользователь рунета может скачать веб-браузер Tor и заходить через него в интернет. Путь будет проходить через несколько серверов, зачастую расположенных по всему миру. На каждом сервере трафик шифруется, поэтому установить местонахождение человека крайне затруднительно. Это дает возможность посещать запрещенные сайты. Как говорится на сайте Tor, изначально он был проектом ВМС США, но в результате стал «гражданским».


Сейчас это некоммерческий проект, более 50% финансирования получает от американского правительства. Ежедневная аудитория Tor — 142,6 тыс. пользователей из России, это третье место по популярности.


Еще недавно государство не считало целесообразной блокировку Tor. «Более 95% интернет-пользователей не пользуются прокси-серверами, VPN и Tor»,- рассказывал в ноябре в интервью «Ъ» руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Вчера Роскомнадзор поддержал идею Леонида Левина. «Технически вопрос (блокировки анонимайзеров и Tor.- «Ъ») не самый простой, но решаемый. Если будет принята соответствующая законодательная база, то мы его решим»,- заявил представитель ведомства Вадим Ампелонский. Идея досудебной блокировки Tor созрела, чтобы быть оформленной в законопроект, считает чиновник, близкий к Минкомсвязи. «Tor дает возможность обойти действующий закон и получить доступ к сайтам с социально опасной информацией»,- объясняет он. Государство уже пыталось взять под контроль Tor: в июле 2014 года МВД проводило закрытый конкурс на проведение НИР по возможности получения информации о пользователях сети Tor. О результатах работы в МВД вчера не сообщили. В Минкомсвязи отказались от комментариев.

Tor уже блокируют в Китае, Казахстане, Иране и Эфиопии с помощью программ DPI (глубокий анализ трафика). «Серверы каталогов Tor общеизвестны, и с помощью хранящихся на них данных случайным образом выбираются узлы, через которые пойдет трафик нового соединения в сети Tor. Ограничение доступа к серверам каталогов — это первая возможность для блокировки»,- говорит антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Денис Легезо. Но в России DPI есть не у всех крупных интернет-провайдеров из-за высокой стоимости, отмечает юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян. Поэтому чиновники в первую очередь будут блокировать доступ к сайту Tor Project, с которого скачивается программное обеспечение для доступа в Tor. «Это оградит от сети только новых пользователей»,- подчеркивает господин Дарбинян. По его словам, для полного запрета на использование Tor потребуются изменения в закон «Об информации», а также введение административной ответственности за обход блокировки. «В законе нужно будет четко и подробно описать технологию, доступ к которой запрещен. Однако шифрование и туннелирование, применяемое в сети Tor, также используется и в корпоративных сетях, а потому от этого закона могут пострадать и бизнес-структуры»,- предупреждает юрист. В закон «Об информации» теоретически могут добавить «запрет пропаганды или распространения средств обхода блокировок запрещенной информации», говорит директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.


Минувшим летом представитель Tor Руна Сандвик рассказывала «Ъ», что в России работают несколько транзитных серверов Tor. При этом вероятность проблем с законом она допускала только для владельцев серверов, непосредственно соединяющих пользователей Tor с сетью (такие есть, например, в Европе). Вчера в Tor не ответили на вопросы «Ъ» об инициативе депутатов Госдумы.

Поделиться с друзьями
ASTERA