Современные средства коммуникации ускоряют бизнес, но мешают личной жизни сотрудников

Благодаря современным мобильным устройствам, удаленному доступу к корпоративной почте, а теперь еще и рабочим чатам в мессенджерах работодатель позволяет своим сотрудникам (или требует) всегда оставаться на связи. Современный менеджер всегда на рабочем посту — по вечерам, на выходных и в отпуске. Это явление стало настолько распространенным и породило столько проблем, что маятник качнулся в обратную сторону. В некоторых западных компаниях в нерабочее время прием сообщений на корпоративных смартфонах блокируется, а во Франции на законодательном уровне принято положение о том, что работодатель обязан обсудить с каждым сотрудником «право на отключение» — определить, в какие промежутки времени можно не отвечать на электронную почту.

Эксперты Job Help решили выяснить, как следует выстраивать корпоративную культуру, чтобы рабочие коммуникации были не только эффективными, но и не провоцировали профессиональное выгорание сотрудников.

Согласно ряду исследований, когда нет четкого разделения рабочего и личного времени, возникает постоянный стресс, мешающий полноценному отдыху и восстановлению. Также, по статистике, менеджеры получают письмо на корпоративную почту каждые 5-10 минут и в большинстве случаев стараются на него мгновенно отреагировать. При этом, чтобы собраться с мыслями и полностью погрузиться в написание отчета/исследования/концепции и прочего, требуется от 5 до 15 минут. В итоге получается, что сотрудника постоянно выдергивают из потока размышлений и эффективность рабочего процесса существенно снижается.

В подавляющем большинстве случаев все «супер-срочные» сообщения вполне могут подождать начала следующего рабочего дня.

Иногда работодатель хочет прописать в трудовом договоре обязанность сотрудника быть на связи 24 часа в сутки, особенно если ему оплачивается мобильная связь. Однако с точки зрения Трудового кодекса РФ это нарушение права работника на отдых, и такое условие может быть признано ничтожным. Если же компания все-таки хочет официально закрепить за собой право беспокоить сотрудника во внерабочее время, ему должен быть установлен гибкий график работы со всеми вытекающими официальными последствиями.

Впрочем, большинство людей сами готовы постоянно быть на связи. Так, 80% сотрудников абсолютно добровольно ежедневно проверяют рабочую почту во время отпуска. Особенно рьяно отказываются проводить границы между работой и отдыхом увлеченные собственники бизнеса, для которых дело и хобби — одно и то же, и недавно назначенные начальники, для которых каждый звонок в выходной и каждое письмо в отпуске — подтверждение их значимости и незаменимости. Сложности начинаются, когда человек «наелся» и хочет освободиться от круглосуточной коммуникации, но и подчиненные, и вышестоящие руководители привыкли к существующему положению дел.

Эксперты Job Help рекомендуют, во-первых, договориться о сроках реагирования на электронные письма, SMS и сообщения в мессенджерах в рабочее и внерабочее время, о времени и поводах для срочных звонков, во-вторых, обсудить этикет деловой переписки (когда и кого нужно ставить в копию, всегда обозначать тему письма, правила присвоения статуса «Важно» и прочее). Также стоит обсудить приемлемые часы для связи с удаленными сотрудниками/фрилансерами. Если в компании работает больше нескольких человек и принято использовать мессенджер, можно создавать специализированные чаты, деля их по направлениям деятельности или проектам, чтобы не отвлекать сотрудников, которых тема не касается.

Поделиться с друзьями
ASTERA