Снижение выручки от голосовых вызовов и SMS вынуждает операторов искать новые источники дохода

К концу 2016 года проникновение сотовой связи в России составило около 178%, что эквивалентно 257 млн абонентов. Рост абонентской базы по сравнению с итогами 2015 года составил 2%, подсчитали эксперты Json & Partners Consulting. В основном рост абонентской базы сейчас обеспечивают абоненты мобильного интернета.

После того присоединения к «большой тройке» сотовых операторов компании Tele2 в России сложилась олигопольная «большая четверка», формирующая около 99% рынка сотовой связи. На долю МТС в 2016 году пришлось 31% активной абонентской базы, на долю «МегаФона» — 29%, «ВымпелКом» завоевал 23% абонентов, Tele2 досталось 16%.

Классические услуги мобильной связи — голосовые вызовы и SMS — на протяжении последних нескольких лет демонстрируют снижение. При этом выпадение доходов от этих услуг компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных. Данная тенденция характерна как для российского, так и для мирового рынка мобильной связи. Мобильная передача данных становится одной из ключевых услуг операторов сотовой связи, позволяющих как увеличить общую абонентскую базу, так и компенсировать снижение доходов от традиционных услуг операторов.

С развитием мобильного интернета растет популярность пакетных тарифных планов с включенными минутами разговоров, интернет-трафиком и SMS-сообщениями. Операторы активно продвигают пакетные предложения, приносящие им более высокий и стабильный ежемесячный доход, чем у абонентов, платящих непосредственно за совершенную услугу.

Развитие коммуникационных сервисов ОТТ является одной из причин снижения потребления голосовых и SMS-услуг абонентами сетей сотовой связи, и рост проникновения таких сервисов продолжается. В перспективе это будет еще больше снижать потребление голоса и сообщений в сетях сотовой связи. Одновременно растет количество популярных ОТТ-сервисов, которые являются услугами-заменителями различных дополнительных сервисов, предоставляемых операторами, в первую очередь контент-сервисов. Это снижает возможности операторов по предоставлению дополнительных услуг, способных увеличить ARPU абонента.

Темпы роста мобильных M2M-подключений в России остаются достаточно высокими, на текущий момент на них приходится около 4% абонентской базы сотовых операторов в России.

В 2016 году все операторы «большой тройки» продемонстрировали снижение выручки от мобильных услуг. Мобильные операторы начинают поиск новых источников доходов, напрямую не связанных с оказанием услуг связи. Так, например, «МегаФон» запустил в 2016 году банковскую карту, счет которой является счетом мобильного телефона. Оборот по банковским картам «МегаФона» в 2016 году составил 2 млрд рублей. Кроме того, «МегаФон» приобрел контрольный пакет акций Mail.ruGroup и в дальнейшем намерен создать новые продукты и услуги, объединяющие возможности мобильной передачи данных и цифровых технологий.

МТС и «ВымпелКом» в сотрудничестве с микрофинансовыми организациями начали предоставлять своим абонентам микрозаймы. Также «ВымпелКом» в конце 2016 года объявил о запуске приложения Veon, которое объединяет функции мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. Приложение должно появиться в России во 2 квартале 2017 года.

Поделиться с друзьями
ASTERA