Россияне стали покупать менее дорогостоящие товары

В 2015 году потребительское поведение граждан подстроилось под кризис.

В декабре 2015 года доля россиян, которые больше шести месяцев покупают менее дорогостоящие товары, чем ранее, составила 34%. В январе цифра была равна 22%. Чаще других в этом признаются пожилые люди (44%) и респонденты с доходом ниже среднего (42%). 18% из 1600 опрошенных ВЦИОМ граждан сказали, что делают это в течение полугода, а 7% — в течение месяца. При этом доля тех, кто не прибегает к подобной мере экономии, осталась на прежнем уровне (38% в январе и 37% в декабре).

Больше стало и тех, кто говорит, что уже более шести месяцев покупает реже или отказывает себе в приобретении тех или иных вещей, оплате развлечений (с 21% в январе до 35% в сентябре). 20% россиян сказали, что делают это последние полгода, 8% — начали делать в последний месяц (в январе – 23%). При этом неизменной осталась доля тех, кто не ущемляет себя в приобретении товаров и услуг – 34% в январе и 35% в декабре.

В декабрьском опросе выяснилось, что впрок продукты запасают 32%. При этом доля тех, кто этого в принципе не делает, выросла с 56% до 64%. Тех, кто выращивает больше, чем ранее, овощей и фруктов на своем участке – 33%. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут 33%. Тратят сбережения на повседневные расходы 26%, однако доля тех, кто не прибегает к подобной мере, за год увеличилась с 66% до 73%. 24% занимают в долг у знакомых. По 20% принимают безвозмездную помощь от близких и/или берут кредит в банке. 9% делают накопления в валюте, и 5% продают ценное имущество.

«Важнейшим проявлением любого экономического кризиса является падение спроса со стороны населения. Люди перестают покупать привычные товары — предприятия не могут продать произведенное – следуют увольнение работников или задержки зарплат – спрос сокращается в еще большей степени. В России резкое (на 30%) падение розничного товарооборота произошло в январе 2015 года. Исследования ВЦИОМ рисуют примерно такую же картину: в конце 2015 года две трети населения пытаются приспособиться к кризису тем, что покупают более дешевые товары, либо вообще отказываются от покупки товаров не самой первой необходимости. Данная практика будет только расширятся: на это указывает сокращение доли тех, кто делает накопления, и, напротив, — расширение практики заимствований и увеличение производства продуктов в личном подсобном хозяйстве. Дело в том, что на горизонте полугода – года все эти процессы с необходимостью приведут к дальнейшему сужению спроса, так как накопления буду «проедены», настанет пора отдавать долги, а по крайней мере часть товарного рынка будет замещена продукцией натурального хозяйства», — прокомментировал Олег Чернозуб, руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ.


ASTERA