Россияне привыкают к кризису

Индекс настроений российского потребителя вырос в 3 квартале 2016 года до 85 пунктов с 80 во 2 квартале, что свидетельствует о небольшом смягчении кризиса. Заметим, что настроение выше в городах, чем в сельской местности (86 и 83 соответственно), в Москве же этот индекс поднялся до 90 пунктов. Однако тенденции в покупательском поведении и ожиданиях говорят не столько о том, что кризис ослабел, сколько о том, что люди привыкли жить в текущих условиях.


Согласно данным Всероссийского исследования GfK, охватившем 2100 респондентов старше 16 лет, во 2 квартале кризис непосредственно затронул 53% россиян и их семьи. В 3 квартале их доля несколько снизилась — до 46%. Потребители продолжают рационализировать расходы на питание, искать более дешевые товары и места их продаж. Даже рынок товаров повседневного спроса (включая продукты питания, фармпрепараты, средства персонального ухода, средства по уходу за домом, товары для домашних животных), который оставался долгое время стабильным, в 2016 году вырос меньше (8,4%), чем в 2015 году (14,9%).Менее всего вырастет объем рынка продуктов питания (6,4%).


Продажи бытовой техники и электроники в августе 2016 года в рублях выросли на 5%, а в штуках сократились на 1%. Как следствие — в целом оборот розничной торговли в России продолжит падение: на 5,6% по результатам 2016 года.


Одним из важнейших факторов кризиса российские респонденты называли сокращение зарплаты. Если в 2014 году этот факт отметили 7% опрошенных GfK, то в 1 квартале 2016 года — уже 22%. К июлю их доля несколько снизилась — до 19%, но все равно доля тех, кто потерял в доходах, остается значительной. Согласно прогнозу GfK, снижение реальных денежных доходов населения продолжится до конца 2016 года и составит -5,1% к прошлому году.


В текущей ситуации надежды на будущее у потребителей невысоки. Только 24% уверены, что через год ситуация будет лучше (в 2015 году таких было 30%). Парадоксально, но, несмотря на включенный режим экономии, планы на покупки среди россиян в ближайшие 12 месяцев в основном увеличились.


«Начинает действовать эффект привыкания к сложившейся ситуации. Потребитель продолжает экономить, где можно. Но жизнь продолжается. Несмотря на текущую экономию, отложенный спрос на товары длительного пользования вполне может реализоваться в покупки в будущем», — считает Александр Демидов, генеральный директор GfK Rus.


Сегодня россияне в целом активнее потребителей других стран интересуются фильмами (66%, а в мире — 59%), электроникой и технологиями (60%, а в мире — 54%), семьей и воспитанием детьми (47%, а в мире — 32%). Среди других интересов с большим потребительским потенциалом в России — путешествия (57%; в мире — 60%) и забота о собственной внешности (45%; в мире — тоже 45%).


Подавляющее большинство россиян считает, что страна движется в правильном направлении, хотя и здесь доля сомневающихся несколько увеличилась. Наибольшую опасность для страны, по мнению опрошенных, представляет терроризм (98%), группировка ИГИЛ (85%), падение рубля (79%), ситуация на Украине (70%) и в Сирии (66%). Стоит отметить, что опасения в 3 квартале 2016 года по всем этим показателям были немного ниже, чем во 2 квартале — люди понемногу привыкают и к наличию внешних опасностей.

Поделиться с друзьями
ASTERA