Российским торговым предприятиям локализованные облачные сервисы автоматизации доступны в ограниченном виде

По результатам исследования Json & Partners Consulting российского рынка облачных и web-сервисов для малого и микробизнеса в сфере торговли и услуг, предложение локализованных облачных сервисов для торговли в России, к сожалению, значительно отстает от проникновения подобных сервисов в развитых странах.

В России массово применяются пока лишь вспомогательные облачные сервисы. Это web-сервисы подачи отчетности и обмена электронными документами и данными, в том числе юридически значимыми, и в существенно меньшей степени — офисные SaaS-приложения (MicrosoftOffice и аналоги), облачные CRM и приложения для организации работы территориально-распределенного персонала, не «привязанного» к конкретному месту в офисе.

Однако даже это ограниченное предложение позволяет десятикратно окупить платежи за эти сервисы за счет снижения затрат на ИТ и телеком-услуги, и создает предпосылки для перехода к сквозной автоматизации основных бизнес-процессов торгового предприятия. Под сквозной подразумевается бесшовная автоматизация без разрывов, требующих ручной выгрузки данных из одной ИТ-системы и загрузки в другую. Такие сквозные цепочки автоматизированных бизнес-процессов позволяют решать задачу оптимизации работы предприятия как единого целого: оптимизировать запасы на складах под сделанные заказы и прогнозируемый спрос, оптимизировать процессы доставки, закупок у поставщиков, предотвратить появление «кассовых разрывов» и максимально эффективно использовать средства на счетах и заемное финансирование. Наиболее продвинутые сервисы позволяют осуществлять такое оптимизационное управление в режиме, близком к режиму реального времени, и с использованием средств предиктивной (упреждающей) аналитики.

Пусть и в ограниченном виде, но уже сейчас в России торговым предприятиям доступны локализованные облачные сервисы, автоматизирующие отдельные функции (например, товарного и складского учета), которые движутся в сторону автоматизации различных частей сквозного процесса, например, оптимизации текущих продаж и запасов на складах. При этом большинство предлагаемых в России облачных сервисов автоматизации отдельных функций уже имеют открытый интерфейс для интеграции с другими системами и сервисами (API), позволяющий на базе отдельных сервисов автоматизации процессов создавать бесшовные сквозные автоматизированные процессы — от автоматизации продаж до автоматизации закупок и цепочек поставок.

Корректное использование уже доступных в России облачных средств автоматизации позволяет малым торговым предприятиям России достичь того же уровня эффективности, что и у крупных торговых сетей, и даже превысить его. В ближайшие годы разнообразие и функциональные возможности этих сервисов будет быстро расти, тарифы — уравниваться, у большинства лидирующих провайдеров появится понятный SLA, соответствующий таковому для США и других развитых облачных рынков, а вокруг провайдеров в России будут развиваться экосистемы партнеров по внедрению таких сервисов, что существенно снизит риски малых предприятий-пользователей облачных сервисов, не имеющих опыта использования сложных средств автоматизации бизнес-процессов.

Поделиться с друзьями
ASTERA