Российский рынок MVNO характеризуется слабым уровнем развития и невысокими темпами роста по сравнению с развитыми странами

Основные перспективы развития рынка виртуальных операторов (MVNO) в России на данный момент связаны с развитием проектов в области B2B и B2G, а также с такими направлениями, как M2M и интернет вещей, выяснили эксперты Json & Partners Consulting. В частности, наблюдается тенденция усиления активности со стороны подведомственных крупным холдингам операторов связи («Газпром», «Транснефть») к запуску собственных MVNO полного цикла с перспективой облуживания сотрудников компаний и членов их семей, а также для использования в отраслевых технологических процессах в рамках концепции M2M/IoT.

Несмотря на достаточно давний (с 2009 г.) срок легализации российского рынка виртуальных операторов, он характеризуется очень слабым по сравнению с развитыми странами уровнем развития, невысокими темпами роста и неустойчивостью, которая усиливается в период экономической нестабильности. Тем не менее на рынке появляются новые игроки и проекты. По результатам анализа более 50 проектов (более 20 действующих и находящихся в высокой степени готовности к запуску) можно выделить следующие тенденции: наиболее крупные и динамичные проекты развиваются внутри одной группы компаний, в которую входит хост-оператор (Yota — «МегаФон», МГТС — МТС и др.); значительная часть рынка MVNO по абонентской базе приходится на Yota, это самый быстрорастущий проект виртуального оператора по итогам 2015 г.; на рынке существует большое количество реселлеров, работающих по агентской схеме — им не требуется лицензия и номерная емкость. Кроме того, выяснилось, что с 2013 г. по январь 2016 г. произошло сокращение числа MVNO-лицензиатов.

В целом перспективы MVNO в России неоднозначны и будут во многом определяться действиями отраслевого регулятора. Основным движущим фактором рынка может стать осознание мобильными операторами преимуществ использования модели MVNO и нахождение для себя оптимальных наборов бизнес-стратегий при работе с крупными нишевыми сегментами потребителей.

«В конце 2014 и начале 2015 года к MVNO был высокий интерес со стороны игроков фиксированного рынка в основном из-за возможности быстро увеличить абонентскую базу оператора в условиях жесткой конкуренции. Однако промышленная реализация MVNO-проектов требует значительных инвестиций на всех этапах, поэтому взрывного роста не было. Игроки настороженно относятся к проекту MVNO, так как сложно прогнозировать спрос на подобные предложения. За рубежом MVNO зарекомендовал себя как эффективный инструмент для развития бизнеса. Как будет развиваться рынок в России — покажет время», — прокомментировал Алексей Назаров, директор по развитию бизнеса на массовом рынке компании Netbynet.

Поделиться с друзьями
ASTERA