Российские семьи богатеют ожиданиями

Инфляционные ожидания домохозяйств снижались пять месяцев подряд.

Социологические исследования настроений граждан, которые ФОМ регулярно проводит для Банка России (регулятор использует их как один из основных инструментов денежной политики), в апреле показывают: инфляционные ожидания домохозяйств снижались пять месяцев подряд. Нынешнее медианное значение инфляции респонденты оценивают в 18,5% (18,9% в марте), а через год — в 14,6% (14,7% в марте). Нормальное и равномерное распределение представлений о будущей инфляции составило по 7,2% (против 7,4% в марте).


Доля тех, кто считает, что регулятору не удастся замедлить рост потребительских цен до 4% годовых к концу 2017 года, выросла с 67% до 68%, а тех, кто ждет, что инфляция будет заметно ниже,- с 1% до 2%. Как говорится в заявлении совета директоров ЦБ (29 апреля он сохранил ключевую ставку 11%), «инфляционные риски сохраняются на повышенном уровне. Они связаны прежде всего с медленным снижением инфляционных ожиданий к цели по инфляции, неопределенностью параметров бюджета и неоднозначностью изменений в динамике номинальной заработной платы». Напомним, ранее оценка Росстатом зарплат в марте заставила экономистов говорить об ошибке в данных.


23 апреля 2016 года ЦБ фиксировал торможение инфляции до 7,3%, но в Минэкономики ждут ее ускорения до 7,8-8% к концу первого полугодия, из-за того что во втором квартале 2015 года продукты не дорожали благодаря укреплению рубля. И хотя авторы исследования считают, что потребительские настроения домохозяйств улучшаются (об улучшении материального положения заявили 9% респондентов — максимум с начала 2015 года), происходит это только за счет оценок изменения личного материального положения через год — его оценки за месяц не менялись. Нет никаких сбережений по-прежнему у 61% населения, 71% не удалось ничего отложить в апреле. Плохим для крупных покупок апрель назвали 50% опрошенных — максимум за всю историю наблюдений. Это подтверждают и данные Росстата о спаде в торговле непродовольственными товарами. И хотя доля тех, кто заявляет, что скорее сберег бы «свободные» деньги, в апреле снижалась (54% домохозяйств против 57% в марте), а тех, кто скорее потратил бы их на дорогие товары, росла (32% против 30% в марте), число граждан, которым в последние три месяца приходилось экономить на повседневных товарах, увеличилось.

ASTERA