Российские ритейлеры подвели предварительные итоги «черной пятницы»

Продажи участников акции «Черная пятница» по сравнению с обычными днями выросли в разы. При этом в некоторых случаях магазины искусственно завышали цены в преддверии распродажи, чтобы затем предложить красивые скидки, рассказали собеседники РБК.

Кратный рост

Распродажи в формате «черная пятница», вопреки названию, проходили в России с четверга по воскресенье, то есть с 24 по 27 ноября, а отдельные магазины продлили их вплоть до 30 ноября. В 2016 году в интернете проводились две параллельные распродажи: «Блэк Фрайдэй», организатором которой выступила одноименная компания, и «Настоящая черная пятница» — проект интернет-агентства Expert Town, связанный с Ассоциацией компаний интернет-торговли. В первой акции, по данным сайта blackfridaysale.ru, приняли участие почти 300 площадок. Во второй — около 200, отметили в пресс-службе «Настоящей черной пятницы». При этом многие магазины участвовали в обеих акциях одновременно.

За первые два дня, то есть 24–25 ноября, без учета партнерских площадок сайт realblackfriday.ru посетили более 750 тыс. человек, рассказал РБК генеральный директор Expert Town Леонид Довладбегян. По его словам, больше всего пользователи интересовались смартфонами и гаджетами: на эту категорию пришлось 14% внутренних переходов на сайте. На втором и третьем месте по популярности были бытовая техника (12% переходов) и компьютеры и планшеты (9%). Электроника, женская одежда, сумки и аксессуары набрали по 8%.

В «Блэк Фрайдэй» оперативную статистику на момент публикации предоставить не смогли.

Вице-президент по операционной деятельности компании «Эльдорадо» Павел Новак заявил, что по сравнению с обычным днем оборот вырос на 70%. Число посетителей на сайте Media Markt 24 ноября по сравнению с четвергом неделей ранее увеличилось на 167%, а заказов — на 216%, сообщили РБК в пресс-службе ритейлера. Представитель «М.Видео» отметил, что за три дня, с 24 по 27 ноября, покупатели сделали на сайте магазина 58 тыс. заказов, что на 70% больше, чем в обычные дни.

В пресс-службе интернет-магазина Ozon отметили, что в дни акции количество заказов увеличилось в среднем на 50%. Таким образом, нынешняя «черная пятница» поставила рекорд по принятым заказам, сообщил РБК представитель компании, впрочем, не раскрывая конкретных цифр.

В целом количество покупок в онлайн-магазинах, оплаченных через «Яндекс.Кассу» в «черную пятницу», выросло на 34% по сравнению с обычным днем и вдвое — с прошлым годом, отметил представитель сервиса «Яндекс.Деньги».

Красивые и нечестные

Сергей Колесняк, директор по электронной коммерции сети «Связной», чьи онлайн-продажи по сравнению со средним показателем ноября увеличились в 2,2 раза, отметил также рост среднего чека по сравнению с 2015 годом на 40%, до 10 тыс. руб. Колесняк объясняет это тем, что основной спрос пришелся на более дорогие, в том числе флагманские, смартфоны и аксессуары к ним. Кратный рост продаж (от 3 до 15 раз) по отдельным позициям топовых смартфонов подтвердил и представитель Inventive Retail Group, которая развивает в России сети Samsung, Sony и re: Store.

По словам Новака, у «Эльдорадо» чек остался без изменений.

Доверие к «черной пятнице» у российского потребителя меньше, чем у покупателя в США, считает руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru Дмитрий Рябинин. Он объясняет это тем, что скидки выше 30% для российского ритейла чаще всего означают осознанный убыток. В результате, в отличие от более маржинальных американских сетей, которые предлагают честные скидки, почти все российские магазины в той или иной степени сначала завышают цены, а потом якобы делают скидку, рассказывает Рябинин.

«В этом году такие искусственные завышения доходят почти до 100% от рекомендованной производителем цены, в результате чего получаются красивые скидки около 50%. Ранее таких наглых манипуляций мы не фиксировали и связываем это с усложнившейся ситуацией на рынке из-за кризиса спроса», — говорит Рябинин.

Существование искусственных скидок признает и Довладбегян: после обращений покупателей несколько предложений магазинов пришлось снять с сайта «Настоящей черной пятницы». Но, по ощущениям организатора, таких скидок, напротив, стало меньше, чем в прошлые годы. Ритейлеры начинают осознавать, что для получения хороших результатов от распродажи необходимо договариваться с вендорами, выбирать действительно актуальный ассортимент и делать предложения с большой глубиной скидки, добавляет Довладбегян.​

С точки зрения потребителя бороться с искусственными скидками сложно. Если ритейлер официально поднял цену на продукт и уже с нее сделал скидку, то фактически он ничего не нарушает, говорит руководитель антимонопольной практики юридической компании Sameta Андрей Астанин. Другое дело, если недостоверная информация о размере скидки или о продуктах, на которые она распространяется, была предоставлена в рекламе. В таком случае потребитель может подать жалобу в ФАС, резюмирует Астанин.

В ФАС не сумели предоставить оперативный комментарий по поводу поступления жалоб на действия ретейлеров в «черную пятницу».

Поделиться с друзьями
ASTERA