Работодатели предпочитают увольнять, а не обучать

Только треть российских работодателей в 2015 году планировали в своем бюджете средства на обучение персонала, и только четверть из них провела оценку эффективности этих занятий. Это выяснилось в результате мониторинга экономики образования, проведенного Высшей школой экономики по поручению Минобрнауки РФ. Чаще всего руководители отвечали, что их сотрудники просто не нуждаются в повышении квалификации. Уволить сотрудника, если не устраивает его квалификация, и найти нужного человека на рынке труда — одна из распространенных сегодня кадровых стратегий.


Кризис учебе помеха


Начальник отдела мониторинга экономики образования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Наталья Бондаренко рассказала, что с начала 2000-х годов число компаний, организовавших обучение своих сотрудников, постепенно уменьшалось. Но в конце 2014 года этот показатель упал сразу на 15% (с 72% до 57% от числа всех опрошенных предприятий), а по итогам 2015 года составил 63%. Для сравнения, в Великобритании 80% компаний имеют планы по организации обучения работников.


— Подавляющее большинство российских компаний не поддерживает устойчивых связей с образовательными организациями, тем более в виде прямого финансирования, сейчас это направление практически заморожено, — говорит Бондаренко.

Часть компаний в связи с финансовым кризисом оптимизировали свою кадровую структуру, сократили наем новых сотрудников и пытаются решать свои проблемы за счет более интенсивного использования труда оставшихся работников. Руководители таких предприятий отвечали, что продолжат инвестировать в обучение своих специалистов.


Но большинство компаний отказываются тратиться на курсы повышения квалификации, объясняя это тем, что их сотрудники соответствуют текущим требованиям и не нуждаются в обучении.


— Часть работодателей считают, что на рынке труда можно найти специалиста нужной им квалификации и это дешевле, чем обучать. Когда мы проводили интервью, то кадровик строительной компании в Ростовской области нам так и сказал: нам не надо обучать сотрудников, мы наняли бригаду под один проект, а когда получим следующий, то другую наберем, — рассказала Наталья Бондаренко.


Корочки не влияют на бонусы


В ходе исследования также выяснилось, что большинство среди тех, кто прошел обучение, — это квалифицированные рабочие (35%), однако корочка о повышении квалификации и переподготовке не дает им особых бонусов. Только в трети компаний после прохождения сотрудником обучения ему повышают зарплату, и лишь в четверти повышают его по службе.


— Руководители высшего и среднего звена активнее обновляют свои знания, и у них в два раза больше шансов пройти обучение в компаниях, чем у рабочих. Большинство из них сказали, что результаты их участия в непрерывном образовании будут полезны для компании, — отметил заместитель директора центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Николай Шугаль.


Отметим, что 92% из опрошенных руководителей российских компаний имеют высшее образование, у 17% есть как минимум два диплома о высшем образовании. Но почти половина топ-менеджеров рассказали, что ощущают необходимость получения новых знаний и навыков.


Дефицит ресурсов


Инвестиции в обучение сотрудников в российских компаниях напрямую зависят от размера самой организации. Так, например, готовы обучать своих работников около 80% компаний с численностью более 250 человек; около 50% компаний с численностью до 100 человек и около 20% компаний с численностью до 24 человек.


— Крупный бизнес унаследовал от советских компаний связь с системой профессионального образования. Для них ведь существовали училища, техникумы, профильные вузы и кафедры. Несмотря на изменение экономических реалий, образовательная инфраструктура осталась, пусть уже и в несколько ином виде, — говорит Наталья Бондаренко.


Представители малого бизнеса в большинстве случаев отказываются от обучения своих сотрудников, ссылаясь на дефицит ресурсов. Однако решение этой проблемы существует и давно используется в Европе.


— В той же Британии малые компании кооперируются, организуют совместные отраслевые образовательные программы обучения сотрудников. Но в России этого не случится, пока не сформируется должный уровень бизнес-культуры, самосознания и солидарности, — сказал Николай Шугаль.


По мнению экспертов, инвестиции в человеческий капитал могут принести компаниям гораздо больше бонусов, чем расходов. Например, 43% британских компаний сообщили, что благодаря эффективному обучению работников повысили прибыльность и производительность, 21% компаний улучшили трудовую мораль и 18% компаний — удержали ценных сотрудников.

Поделиться с друзьями
ASTERA