Интервью с Дмитрием Величкиным, генеральным директором группы компаний «Флексис».
— Каких результатов добилась ваша компания в 2014 году?
— По итогам года можно сказать, что в России появился новый быстрорастущий сегмент ИТ-рынка — это автоматизированные рабочие места для руководителей высшего звена. Мы первыми предложили концепцию, когда топ-менеджер осуществляет полноценное руководство бизнесом с помощью планшетного устройства. Количество внедрений продукта iDecide — как в федеральных органах власти, так и в бизнес-структурах — превзошло наши ожидания. Отраслевое издание CNews признало наше решение лучшим бизнес-приложением для топ-менеджеров. Еще нам удалось выстроить мощную партнерскую сеть из более чем 50 крупных интеграторов и внедренческих центров. Среди них такие компании, как R-Style, ЛАНИТ, «Армада» и IBS Platformix.
— Какое влияние на вашу деятельность оказали взаимные санкции России и Запада? Чего вам не удалось достичь именно из-за них?
Из-за санкций сразу несколько внедрений в региональных правительствах было отложено. ИТ-бюджеты сильно просели. Еще более неприятным стал отказ некоторых клиентов от устройств под управлением iOS — изначально мы ориентировались на эту платформу. Сейчас мы выпустили серию коробочных решений под Android, работать стало гораздо легче. В то же время наши крупные заказчики, видя преимущества iDecide, усилили работу с нами. Прозрачность бизнеса и исполнительская дисциплина особенно важны в период кризиса.
— Как вашей компании удается преодолевать возникающие трудности?
Первый шаг, который был предпринят — выделение финансово успешных направлений в самостоятельные бизнес-единицы. Это повысило мотивацию ключевых сотрудников, ускорило процессы. Кроме того, мы реформировали управление — уменьшили совещания как по количеству участников, так и по длительности, добавили короткие синхронизационные встречи между бизнес-единицами. Это повышает гибкость и мобильность принятия решений и позволяет хорошо контролировать ситуацию в компании.
Мы постарались оптимизировать затраты. Например, в Москве мы отказались от аренды большого офиса неподалеку от «Алексеевской». Вместо него сняли два поменьше — в научном парке МГУ и на Тверской.
— Как в 2014 году вы выстраивали отношения с партнерами?
— Как iDecide мы заняли классическую вендорскую позицию. Это и защита партнерских сделок, и проведение различных обучающих мероприятий. Наши менеджеры вместе с партнерами летали в самые разные регионы России и помогали проводить презентации для потенциальных клиентов… В итоге мы сформировали пул лояльных партнеров. Как показал опыт, авторизованный интегратор, заинтересованный в сотрудничестве с нами, может продать решения iDecide на 20-40 млн рублей в первый год сотрудничества.
С заказчиками мы стали чаще использовать гибкие схемы, включая аренду ПО или рассрочку оплаты за поставленный продукт.
— На что вы делали ставку в прошлом году? Удалось ли реализовать задуманное?
— Что касается автоматизированных рабочих мест руководителей, ключевыми задачами для нас было формирование партнерской сети, выпуск запланированных версий и привлечение наиболее крупных клиентов. Эти задачи были в целом выполнены. Кроме того, нам удалось сохранить лидирующие позиции в другом важном для нас сегменте — мобильных клиентов для СЭД. Здесь в качестве KPI мы ставили прирост количества проданных лицензий.
— Приходилось ли вам вносить изменения в производственный процесс? С чем это было связано?
— Да, конечно! У нас было несколько кадровых перестановок. В условиях кризиса нужны топ-менеджеры, чутко улавливающие возникающие возможности и быстро реагирующие на них. При этом важно оставаться в рамках согласованной бизнес-стратегии, отслеживать KPI.
Помимо прочего, мы, как собственники бизнеса, договорились о разделении полномочий, и сфокусировались каждый на своей зоне ответственности. Удалось собрать сильную продуктовую R&D-команду — ее пересобрали как на основе внутренних ресурсов, так и при помощи уже зарекомендовавших себя наших сильных alumni, которые были заинтересованы в возобновлении сотрудничества.
Мы серьезно скорректировали работу коммерческой дирекции. Была упрощена внутренняя отчетность, уменьшено количество факультативных совещаний, оптимизированы бизнес-процессы. В итоге удалось ускорить время подготовки коммечерских предложений и тендерной документации без потери качества.
— Чем вы отличаетесь от остальных участников российского ИТ-рынка?
— Хочется верить, что серьезностью тех задач, которые мы решаем. Мы искренне заинтересованы в повышении качества управления в России. Именно для этого мы выпустили и развиваем платформу iDecide.
С 2006 года значительную часть выручки мы реинвестируем в R&D. Думаю, по этому показателю мы опережаем подавляющее большинство игроков рынка. В результате удается выпускать продукты, которыми мы гордимся.