«Прогнозы — дело неблагодарное, слишком много неизвестных»

Константин Исаакян, компания DellИнтервью с Константином Исаакяном, директором по продажам направления потребительского, малого и среднего бизнеса Dell в России, Казахстане и Центральной Азии.



— Как, по вашему мнению, ИКТ-рынок отреагировал на экономические проблемы в 2014 году? Какой сегмент пострадал больше всего, а какой был в выигрыше? Как ваша компания боролась с трудностями? На какие сферы вы обратили особое внимание?


— Из-за девальвации рубля потребительский спрос сместился из сегмента High-Mid в сегмент Mid-Low. К примеру, вместо процессоров Intel i5/i7 люди стали покупать процессоры Intel i3/i5 или Intel Celeron. Такая тенденция не нова, и наблюдалась и раньше во время последних экономических кризисов. К сожалению, для вендоров это означает снижение маржинальности, поскольку наиболее прибыльными для них являются продукты в высокоценовом сегменте.

Из основных трудностей в консьюмерском сегменте, с которыми мы столкнулись, можно назвать проблемы с прибыльностью и сложности с high-end-сегментом. Однако спрос на игровой сегмент (несмотря на то, что продукты данного сегмента Alienware стоят дорого) остается стабильным — он упал всего лишь на 5%.


— Повлияла ли на вашу деятельность идея импортозамещения, озвученная в 2014 году и активно продвигаемая сегодня?


— Нет, потому что на сегодня активизировались китайские производители, и довольно агрессивно усиливают свое присутствие в стране: занижают цены на свою продукцию в тендерах с тем, чтобы, выиграв, в дальнейшем обновлять свою технику в парках своих компаний-клиентов. Это происходит повсеместно, и нам приходится учитывать эту тенденцию.


Что касается российских компаний, то я не вижу увеличенного количества их продукции на рынке. Несомненно, есть российские производители десктопов и даже серверов. Но их количество или количество тендеров, выигранных ими, не изменилось. Однако наблюдается другая интересная тенденция: такие компании начали предлагать глобальным вендорам собирать ПК или серверы в России на основе их же комплектующих. Потенциально это может быть интересным, потому что пока никто серьезно у нас в стране не работает в этом направлении. Однако является ли это импортозамещением в прямом смысле этого слова — вряд ли.


— Претерпела ли изменения ваша стратегия развития в связи с ситуацией на рынке?

— Да, претерпела. Помимо серьезной проработки сегмента крупных государственных и частных корпораций, которую мы вели до недавнего времени, мы также усилили фокус на СМБ-сегмент, в котором видим большой потенциал, так как для частных владельцев нет никаких ограничений.


— Как, на ваш взгляд, изменится ИКТ-индустрия в текущем году? Какие оптимистичные и негативные сценарии развития ситуации вы ожидаете?

— Потребительский рынок (ноутбуки, планшеты, десктопы) упал на 35-45% (в штучном и долларовом выражении), а в рублях тенденция куда более оптимистична. Еще большего падения российского рынка в этом году, на мой взгляд, не будет. Естественно, изменения есть. Однако по результатам года, думаю, падение чуть уменьшится — до 30-35% в штучном выражении, памятуя о том, что вторая половина года всегда лучше первой, спрос будет смещаться в низко- и среднеценовые сегменты, организации будут получать меньшие ИТ-бюджеты — то есть все будет оставаться более или менее стабильным и даже немного улучшаться по отношению к тому, что есть сейчас (естественно, при условии, что не будет кардинальных геополитических потрясений). Кроме того, еще в прошлом году задолго до кризиса мы провели реорганизацию компании и тем самым оптимизировали свои издержки. Поэтому мы смотрим в будущее с оптимизмом.


— Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу? Решаетесь ли вы делать прогнозы на 2015 год?


— Мы планируем и дальше наращивать свое присутствие в стране, так как видим много возможностей для роста. Прогнозы — дело неблагодарное, слишком много неизвестных, однако не думаю, что будет сильно хуже, первый шок прошел и, скорее, будет лучше.

Поделиться с друзьями
ASTERA