Подпись — упрямая вещь

Банк России прислал Национальной лиге управляющих (НЛУ) официальное разъяснение по вопросу возможности использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП) при взаимодействии с клиентами. 29 декабря 2014 года вступил в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», где оговаривалась возможность упрощенной идентификации клиентов управляющих компаний, в том числе и методами, не требующими личного присутствия в офисе. «Однако не было однозначной трактовки существующих законов, поэтому каждая управляющая компания действовала в соответствии с позицией службы контроля»,- говорит глава НЛУ Дмитрий Александров. Управляющие компании обращались с соответствующими запросами в ЦБ. Своим ответом (имеется в распоряжении «Ъ») регулятор фактически поставил точку в этом вопросе. «Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью»,- говорится в пояснении Банка России.


Электронно-цифровая подпись ставится под электронным документом с теми же целями, что и обычная подпись под бумажным. Она создается с помощью криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи или сохраняемого в тайне компонента ключевой пары.


Опрошенные участники рынка считают, что использование электронной подписи сильно упростит взаимодействие с существующими клиентами. «Клиенты могут ограничивать свои операции, так как в отдельных случаях (приобретение нового пая фонда и т. д.) требуется подпись, а у них нет возможности приехать в офис. Возможность сделать все удаленно повысит торговую активность клиентов»,- говорит управляющий портфелем «Райффайзен Капитала» Константин Артемов.


Однако упрощение коснется только уже существующих клиентов. Как отмечает гендиректор «Альфа-Капитала» Ирина Кривошеева, возможность использования электронной подписи не снимает наиболее важного вопроса — возможности упрощенной идентификации. «По сути, электронную подпись клиент может использовать только после того, как уже один раз пришел лично в компанию и прошел личную идентификацию»,- отмечает госпожа Кривошеева. Для того чтобы пройти идентификацию, клиент должен лично явиться к управляющему или агенту и заключить с ними договор. А не все компании имеют разветвленную сеть продаж в крупных городах, кроме того, в отдельных регионах у них вообще может не быть представительств или агентов.


За упрощенную идентификацию клиентов управляющие ратуют уже около двух лет. Среди основных требований — отмена необходимости личной явки новых клиентов, у которых открыт счет в каком-либо банке или есть доступ к сайту госуслуг. Как отмечает господин Артемов, упрощение идентификации позволит увеличить клиентскую базу управляющих на 10-20%. Еще более оптимистические прогнозы делает «Альфа-Капитал», ссылаясь на западный опыт. В компании ждут прироста клиентской базы за счет электронных продаж на 25-30%. «Соответствующие поправки обсуждаются в Думе, однако пока определенности в этом вопросе нет»,- говорит господин Александров. Впрочем, ЦБ готов поддержать участников рынка в этом вопросе. «Банк России поддерживает необходимость упрощения процедур идентификации клиентов при совершении финансовых операций как неотъемлемого элемента развития электронного взаимодействия субъектов финансового рынка. Конкретные меры в данном направлении в настоящее время прорабатываются»,- заявили «Ъ» в пресс-службе ЦБ.

Поделиться с друзьями
ASTERA