Перспективы рынка MVNE/PaaS в России будут связаны с развитием MVNO и интернета вещей

Json & Partners Consulting проанализировала состояния рынка MVNE в Европе и исследовала перспективы его развития в России.

На основании детального анализа основных тенденций развития европейского рынка MVNE и PaaS компания Json & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования перспектив этого сегмента в России.

Первые MVNE появились в Европе более 10 лет назад, и по мере развития рынка MVNO число таких поставщиков быстро росло. К концу 1-го квартала 2016 г. в регионе насчитывалось несколько десятков специализированных MVNE. В тройку стран с наибольшим количеством MVNE вошли Великобритания, Нидерланды и Германия.

Фактически MVNE являются посредниками между виртуальными операторами (MVNOs) и операторами мобильной связи (MNOs). Типовая бизнес-модель MVNE предполагает выделение и сдачу в аренду MVNO ИТ-инфраструктуры (технологической платформы), которая должна быть интегрирована с существующими ИТ-ресурсами виртуальных операторов. Во многих случаях роль MVNE берут на себя сами мобильные операторы, которые не только продают трафик MVNO оптом, но и сдают им в аренду свою технологическую платформу. В других опциях MVNO вообще не взаимодействует с MNO и покупает трафик и управляемые услуги у MVNE. Некоторые MVNE и поставщики услуг класса PaaS/SaaS/IaaS предоставляют услуги на базе собственных платформ операторам мобильной связи и другим крупным MVNE, которые являются их основными заказчиками.

Основные участники рынка MVNE представлены как специализированными MVNE (Transatel, Teleena, Effortel и др.), так и крупными международными вендорами (Amdocs, Oracle, Huawei, Ericsson идр.), системными интеграторами (Accenture, Wipro идр.) и нишевыми игроками (Nomadic, Tecore, BICS идр.). Роль глобальных вендоров в основном сводится к поставке отдельных решений для MVNE либо участию в разработке и запуске MVNE для операторов мобильной связи или крупных Full MVNO-проектов.

К крупнейшим MVNE относятся Teleena (более 1,5 млн SIM-карт в управлении), Vodafone Enabler Spain (более 1 млн абонентов), Transatel (более 80 MVNO с совокупной абонентской базой более 700 тыс.) и др. Среди публичных компаний были проанализированы Artilium и Elephant Talk.

В России интерес к бизнес-модели MVNE/PaaS проявляют крупные сотовые операторы (МТС, «МегаФон», Tele2) и ряд других компаний, из которых наибольшее развитие получил проект компании МТТ.

МТТ одной из первых в России приступила к реализации MVNE, и к началу 2015 г. оператор выстроил инфраструктуру и бизнес-процессы для запуска MVNE.

В целом перспективы рынка MVNE/PaaS в России будут связаны с развитием рынка MVNO и сегмента интернета вещей, с которым связаны высокие ожидания большинства участников рынка мобильной связи (MNO/MVNE/MVNO), поставщиков PaaS/SaaS/IaaS, вендоров, системных интеграторов и пр.

По мнению Json & Partners Consulting, модели MVNE и PaaS перспективны для всех участников рынка ИКТ, которые стремятся войти на рынок интернета вещей и не имеют специальных компетенций в этой области, включая операторов мобильной связи и MVNO.

Олег Правдин, основатель и руководитель проекта ComfortWay, так отозвался о перспективных бизнес-моделях MVNO: «Во-первых, это модель, при которой достигается наилучшее качество связи. Для этого используются мощности не одного, а сразу нескольких операторов. Клиентам предоставляется автоматический выбор лучшего канала связи из существующих в данной точке в данное время. Во-вторых, в условиях глобализации клиенты в зарубежных поездках хотят получать тот же пакет услуг, что и в родной стране, по приемлемой стоимости. Со своей стороны, мы разработали технологию, которая может быть легко внедрена любым виртуальным оператором для своих абонентов. Таким образом, такие MVNO могут конкурировать с крупными операторами, которые предлагают достаточно дорогие услуги роуминга. Фактически мы выступаем как поставщик платформы и предлагаем ее как услугу (PaaS)».

ASTERA