27 апреля в Москве прошел 7-й Международный форум безопасного интернета, на котором впервые была заявлена российско-китайская «секция» о безопасности информационно-коммуникационных технологий. Организатором мероприятия стала Лига безопасного интернета (ЛБИ) Константина Малофеева, а приглашенными звездами с китайской стороны — глава киберадминистрации Китая Лу Вэй и создатель китайского «Золотого щита» Фан Биньсин (всего в китайской делегации было 50 экспертов и представителей разных органов власти КНР).
Западная пресса называет Лу Вэя «царем китайского интернета». До киберадминистрации он два года возглавлял отдел пропаганды ЦК КПК — одну из наиболее авторитетных организаций внутри правящей партии Китая, которая отвечает за регулирование СМИ и культурных организаций. В начале своей карьеры Лу Вэй 13 лет проработал в государственном агентстве Xinhua News Agency.
Профессор Фан Биньсин известен как «отец «великого китайского файервола» — системы фильтрации контента «Золотой щит». Система существует с 1998 года, а в полную силу заработала в 2003 году. «Золотой щит» анализирует весь входящий в Китай трансграничный интернет-трафкик, блокирует сайты по спискам IP- или URL-адресов и фильтрует пакеты данных по ключевым словам. В интервью изданию Global Times в 2011 году Фан Биньсин признавался, что на его рабочем компьютере установлены шесть VPN-сервисов, хотя и настаивал, что использует их только для проверки уязвимостей «Золотого щита» и чтением «грязной антиправительственной информации» не занимается.
В работе российско-китайской секции со стороны России участвовали помощник президента Игорь Щеголев, руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, президент Фонда информационной демократии Илья Массух, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, генеральный директор компании InfoWatch Наталья Касперская и другие.
Главным мотивом российско-китайской секции стали борьба за права, свободы и безопасность граждан в интернете, а также необходимость ужесточить меры по вычищению противоправного контента. Обсуждались также перспективы вывода российского и китайского интернет-сегментов из-под монопольного регулирующего влияния США. Представители интернет-отрасли в кулуарах называли мероприятие «форумом экзорцистов» (экзорцизм — процедура изгнания бесов), но его итогом стало подписание так называемой дорожной карты, которая предусматривает тесное российско-китайское сотрудничество в вопросах развития «суверенного интернета». В частности, речь идет о создании «пилотной зоны», которая должна обеспечить «устойчивое функционирование национальных доменных зон» России и Китая.
Наступил некоторый переломный момент, когда все понимают, что существующий в нынешнем виде интернет «не соответствует целям, ради которых создавался», он должен «обеспечивать свободный доступ к знаниям и обмен ими, а не охоту компаний за персональными данными миллиардов пользователей», заявил открывавший форум помощник президента России Игорь Щеголев. Говоря о вопросах национальной безопасности, он вспомнил о разоблачениях Эдварда Сноудена, благодаря которым весь мир узнал о «беспрецедентной кампании по шпионажу в компьютерных сетях».
Помощник президента считает, что в Сети должна проводиться политика «мультистейкхолдеризма» (от англ. multistakeholder -учет мнения всех участников процесса; термин используется для описания процесса управления интернетом на глобальном уровне и подразумевает учет не только всех заинтересованных в регулировании государств, но и общества, коммерческих компаний и т.д.). Сейчас же, по мнению Щеголева, бенефициаром является только одна страна, а остальные зачастую поставлены в позицию «миноритарных акционеров».
«У государств в Сети есть свои интересы. Рассчитывать на то, что эти интересы можно обеспечить с помощью транснациональных IT-корпораций (имеется в виду американская корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами ICANN. — РБК), а не собственных национальных возможностей, нельзя. Это напрямую связано с национальной безопасностью. Доминирование транснациональных интернет-компаний ведет к монополизации рынков, государственные границы которых не определены», — заявил Щеголев.