Объем рынка Connected Car в России достигнет к 2022 году 18,8 млн легковых автомобилей

J’son & Partners Consulting представил краткие результаты исследования российского и мирового рынка потребительских устройств для Connected Car. Основные перспективы развития в этом сегменте связаны с дальнейшим развитием «умного» автострахования, удаленной диагностики автомобиля, систем помощи водителю (ADAS) и другими сервисами.

Экосистема основных участников и элементов рынка Connected Car достаточно разнообразна. Она включает компании, предлагающие решения для потребительского сегмента (информационно-развлекательные услуги, кар- и райдшеринг/карпулинг, аренда по требованию, диагностика автомобиля, анализ стиля вождения, парковка и пр.), для крупных компаний (мониторинг и управление автопарком, телематические сервис-провайдеры, страховая телематика и пр.), разработчиков специализированных платформ, решений в области Big Data и аналитики, навигации и пр. Сами «вещи» включают разнообразные датчики и оборудование, среди которого заметное место занимают различные донглы и встроенные в автомобиль решения для предоставления информационно-развлекательных услуг и автономного вождения.

В России также формируется экосистема телематических транспортных средств, в основе которой, как предполагается, будет сервисная информационно-аналитическая платформа. Эта платформа, вероятнее всего, будет построена на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» — системы автоматизированного оповещения о ДТП и вызова экстренных служб к месту происшествия. К концу 2017 года, по прогнозам НП «ГЛОГАСС», в России ожидается около 1 млн пользователей этой системы. При этом остается широкое поле деятельности и для других участников рынка. 

Операторы связи могут выступать не только как поставщики услуг связи, но и поставщики коробочных решений как это происходит, в частности, в США. Например, компания AT&T Mobility предлагает два основных устройства для Connected Car, которые подключаются к разъему ODB-II автомобиля:

При этом операторы активно сотрудничают с автопроизводителями, например, Verizon Wireless – с Mercedes-Benz и Volkswagen (пользователи дата-тарифов Verizon с поддержкой 4G LTE могут «подключать» свои автомобили через смартфоны посредством mbrace или Car-Net); AT&T Mobility – с 9-ю автопроизводителями.

Среди европейских операторов наибольшую активность в сегменте Connected Car проявляют Vodafone, Telefonica, Orange Business Services, а также Deutsche Telekom.

Российские операторы практически не присутствуют в потребительском сегменте, включая автомобили. По мнению независимого эксперта Михаила Омельчука, потребительская автомобильная телематика – это новый рынок, и российская телеком-индустрия традиционно старается уступить первенство в «пробе пера» коллегам в США и Европе. На сегодняшний день уже очевиден успех проектов потребительской автомобильной телематики у операторов T-Mobile, Verizon, AT&T, и на сегодня остается следить за тем, кто первым в России запустит подобный продукт. Такому решению очень важна правильная тарифная политика стоимости сервисов и связи, правильное ценообразование «на полке», качество реализации, а также хороший маркетинг.

Как показал анализ предложений крупных операторов мобильной связи, в потребительском сегменте существует определенный спрос на aftermarket-решения в области страховой телематики и дополнительных сервисов (удаленная диагностика, хот-споты Wi-Fi и пр.). Наиболее отчетливо бизнес-модель отработана на рынке США, где мобильные операторы напрямую продают OBD-решения частным автовладельцам по прямой подписке.

Спектр существующих на рынке внешних потребительских устройств для Connected Car достаточно разнообразен – от обычных смартфонов с установленными приложениями (решения класса «smartphone-only») до «полноценных» OBD-донглов, оснащенных спутниковым приемником, сотовым модемом и Wi-Fi. Все они имеют как преимущества, так и недостатки. Например, OBD-донглы легко и быстро устанавливать, однако по сравнению, например, с «черными ящиками» они обладают ограниченными возможностями по управлению автомобилем и получению мониторинговой информации.

Во многих странах основным драйвером потребительской телематики является UBI («умное» страхование).

По прогнозам Ptolemus Consulting Group, до 2020 года на развитых европейских рынках страховой телематики будет расти доля OBD-донглов («полноценных», со спутниковым модемом и SIM-картой – Rich OBD dongles), а также других бортовых устройств, которые могут быть установлены автовладельцем самостоятельно (Self-install OBUs). Также будет быстро расти доля смартфонов, как самодостаточных устройств для «умного» страхования и других услуг, различных устройств на лобовом стекле (Windscreen devices), видео-регистраторов (Dash cameras) и систем, установленных на конвейере (Line-fitted systems). Напротив, доля профессионально устанавливаемых бортовых «черных ящиков» вне производства автомобиля (Professionally-installed OBUs) будет снижаться. Также как класс «вымирают» гибридные решения («усеченные» OBD-донглы, не имеющие SIM-карты и спутникового модуля – Cut-down OBD dongles) — на смену пришли автономные OBD-донглы с SIM-картой, где мобильное приложение является лишь доступом к сервисам и данным, и смартфоны.

Объем рынка Connected Car в России, по прогнозам J’son & Partners Consulting, достигнет к 2022 году 18,8 млн легковых автомобилей. Основными драйверами рынка будут проект «ЭРА-ГЛОНАСС», на который придется более половины (55%) всех «подключенных» автомобилей в России, страховая телематика (17,3%) и информационно-развлекательные системы (12,5%).

Поделиться с друзьями
ASTERA