«Новая экосистема»: как соцсети и мессенджеры меняют будущее интернета

Молодежь отказывается от личных машин, визуальные соцсети становятся популярнее текстовых, голосовой интерфейс меняет письменный. Это тезисы из отчета Мэри Микер, которую в Кремниевой долине называют «королевой интернета».


Партнер венчурного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers (KPCB) Мэри Микер представила ежегодный отчет о положении дел в интернет-бизнесе и тенденциях развития рынка. Еще с 1990-х годов она считается одним из самых влиятельных аналитиков в отрасли — журнал Barrons в 1998-м даже титуловал Микер «королевой интернета», а Forbes в последнем рейтинге самых влиятельных женщин мира 2015-го поставил ее на 77-е место.


Микер в свое время первой предсказала бум «доткомов», и вскоре обрела славу дальновидного инвестора и близкого советника ведущих предпринимателей Кремниевой долины. Ее регулярные отчеты о развитии интернета и технологий считаются самой качественной на рынке аналитикой и часто предугадывают главные тенденции ближайшего года.


РБК изучил новый отчет Микер и выбрал 10 важнейших тезисов.


1. Интернет замедляет темпы роста.


В течение последних двух десятилетий аудитория интернета переживала взрывной рост — от 35 млн пользователей в 1995 году до 3 млрд в 2015-м. Однако темпы развития сети стабилизировались: уже несколько лет в мире интернет-пользователей становится примерно на 9% больше. Если же из «глобального зачета» вычесть Индию, то темпы и вовсе замедляются.


Проникновение интернета буксует из-за конъюнктуры: развивающиеся экономики приостановили рост или даже стали сокращаться, рождаемость в развитых странах стагнирует, потребительский рынок исчерпал резервы. На общем фоне Индия демонстрирует обратную динамику: если год назад аудитория интернета в стране выросла на 33%, то в 2015-м — уже на 40%, достигнув 277 млн пользователей. Это позволило Индии опередить США и стать вторым по размеру после Китая интернет-рынком в мире.


2. Android наступает.


Рынок смартфонов, как и проникновение интернета, замедляет темпы роста. В 2015 году число пользователей подобных мобильных устройств увеличилось на 21%, тогда как в 2014-м рост составил 31%, пишет Микер. «Драматически» падают и темпы роста поставок смартфонов в розницу — с 28% в 2014-м до 10% в 2015-м. В начале 2016 года впервые с 2003-го снизились продажи iPhone: с января по март Apple продала на 16% меньше устройств, чем годом ранее.


Apple уступает конкурентам и долю рынка: доля смартфонов на базе операционной системы (ОС) iOS в 2016 году упадет на 11%, устройства на ОС Android от Google, напротив, увеличат долю на рынке на 7%, прогнозирует Микер. Доминирование Android обеспечивают низкая средняя цена смартфонов с этой ОС и привлекательные условия для разработчиков приложений под нее. С 2009 года по 2015-й доля Android на рынке смартфонов выросла с 4% до 81%, тогда как iOS — с 14% до 16%.


3. Реклама уходит в мобильные устройства.


Рынок интернет-рекламы набирает оборот, хотя на него пока приходится значительно меньше маркетинговых бюджетов, чем на ТВ (23% против 39% соответственно). В 2014 году рекламный рынок в интернете вырос на 16%, в 2015-м — уже на 20%. При этом основной рост пришелся на мобильную рекламу — на 66%, в десктопе реклама подросла всего на 5%. Весь рынок интернет-рекламы в США Микер оценивает в $60 млрд, из них $21 млрд приходится на мобильную рекламу.


Рекламодатели все еще недооценивают скорость миграции аудитории в мобильные устройства: на долю рекламы в таких аппаратах приходится только 12% от общего объема рекламных расходов. Наиболее крупными платформами на рынке являются Google и Facebook, на них приходится в общей сложности 76% доходов американской интернет-рекламы. Причем рекламная выручка Facebook растет опережающими рынок темпами — на 59% год к году. Для сравнения: Google — на 18%, остальных компаний на рынке — в среднем на 13%.


Микер также отмечает стремительный рост популярности приложений, блокирующих рекламу в интернете, — AdBlock. Число пользователей, включающих AdBlock на стационарных компьютерах, за 2015 год выросло на 16% — до 220 млн, на мобильных устройствах — практически вдвое — до 420 млн. Тенденция способствует развитию новых рекламных форматов и созданию более интересной для пользователя рекламы, в первую очередь — видео, адаптированных для мобильных устройств.


4. Визуальные соцсети побеждают текстовые.


Мобильные приложения, основанные на обмене фотографиями и видео, растут в последние годы быстрее конкурентов, которые опираются на текстовую информацию. Это связано с ростом аудитории так называемого поколения Z (родившиеся после 1996 года), которые привыкли общаться с помощью изображений, стикеров и прочих визуальных элементов. За последние два года число фотографий, которыми пользователи ежедневно обмениваются в приложениях вроде Facebook Messenger, WhatsApp, Instagram и др. выросло почти втрое — до 3,3 млрд в день. Лидером «фотобума» среди визуальных соцсетей Микер называет мессенджер Snapchat: в 2014 году через приложение отравлялось менее 1 млрд фотографий в день, в 2015-м — свыше 2,2 млрд.


Кроме того, визуальные соцсети и фотографии в них постепенно становятся новым каналом дистрибуции товаров. Так, 55% американцев, которые используют фотосоцсеть Pinterest, ищут в сервисе и покупают одни и те же товары. У других соцсетей этот показатель ниже: у Facebook и Instagram — 12%, у текстового Twitter — всего 9%. Впрочем, в некоторых странах весь процесс покупки товара уже происходит в соцсетях, объясняет Микер на примере Таиланда, где покупательница может выбрать себе вещь в «инстаграме» магазина, оттуда перейти на его страницу в мессенджере Line, ознакомиться со всем ассортиментом и тут же в сервисе провести оплату и договориться о доставке.


5. Видео «оживают».


Тенденция последнего года — трансляции видео в режиме реального времени самими пользователями с помощью сервисов Periscope и Facebook Live. «Живые» трансляции продолжили традиции прямых включений, заложенные телевидением, но также соединили в себе возможность включения в просмотр видео в любой момент и трансляции на широкую, но при этом самостоятельно отобранную аудиторию (например, на друзей пользователя в соцсети), пишет Микер.


Количество просмотров видео в Facebook в день выросло с 1 млрд в третьем квартале 2014 года до 8 млрд за аналогичный период 2015 года. Snapchat нарастил этот показатель с 2 млрд в день в первом квартале 2015-го до 10 млрд в первом квартале 2016-го. Такая динамика способствует развитию нативной, то есть встроенной в функционал приложений рекламы. Например, Snapchat позволяет рекламодателям выпускать собственные фильтры, которые пользователи накладывают на свои изображения и видео внутри сервиса.


6. Мессенджеры становятся новой экосистемой.


Мессенджеры демонстрируют интенсивный рост как по числу пользователей, так и по функциональности использования. Аудитория крупнейшего мессенджера в мире — WhatsApp — с 2013 года выросла в 2,5 раза и превысила 1 млрд пользователей. Растут и конкуренты: запущенный в 2011 году Facebook Messenger за последние два года вырос в четыре раза — до 800 млн «юзеров», китайский WeChat (№ 3 в мире) за аналогичный период «подрос» в 1,5 раза — до 700 млн пользователей. При этом компании Facebook сейчас фактически принадлежат три лидера — WhatsApp, купленный в феврале 2014 года, ей же принадлежит Facebook Messenger и 4-й по популярности в мире мессенджер Instagram. Новым игрокам все сложнее зайти на рынок, считает Микер.


За последние годы изменилась суть общения в мессенджерах. оно стало более эмоциональным — к простой текстовой переписке добавились визуальные образы (смайлики, стикеры, фильтры-маски и др.), приложения все чаще стали использоваться для деловой коммуникации. Усложняется и функционал самих мессендежеров: тенденции в этом направлении задают азиатские лидеры (корейский KakaoTalk, китайский WeChat и японский Line), которые, помимо общения, предоставляют пользователю такие сервисы, как онлайн-игры, банковские услуги, заказ такси, доставку продуктов и товаров из онлайн-магазинов.


7. Технологии создают новый автопром.


Новой парадигмой во взаимоотношениях человека и компьютера, по мнению Микер, становятся автомобили. Это проявляется, с одной стороны, в растущей популярности электромобилей, с другой — в концепции полного отказа от водителя за рулем. В разработке нового типа транспорта Микер выделяет два подхода: создание полностью автономных автомобилей с нуля в тестовых условиях, как это делает Google, и постепенный переход на гибридную модель с испытаниями в «реальных» условиях, который исповедует Tesla. И если Google протестировала свои беспилотные машины на 1,5 млн миль дорог, то клиенты Tesla в режиме «автопилот» проехали уже 100 млн миль.


Еще одним признаком «автореволюции» Микер называет отказ от персонального владения транспортным средством. Личный автомобиль зачастую является синонимом неэффективности — его стоимость и обслуживание стоят дорого, в то время как большую часть времени машина «простаивает», к тому же все меньше людей получают водительские лицензии (в США — 77% в 2015 году против 92% в 1982-м среди населения в возрасте от 16 до 44 лет).


Все больше представителей молодого поколения — «миллениалов» — хотят использовать автомобиль «вскладчину» с помощью сервисов каршеринга: в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как показал опрос людей до 30 лет, коллективное пользование автомобилем персональному предпочитают 50%, в Северной Америке — 20%. Пионером этой тенденции Микер называет Uber: помимо пропаганды отказа от личного транспорта, сервис предлагает возможность совместных поездок по одному маршруту через UberPool, на который уже приходится 40% всех поездок в Сан-Франциско. Фонд KPCB, партнером которого является Микер, является одним из инвесторов Uber.


8. Новый технологический бизнес затмевает конкурентов.


Новое поколение компаний-лидеров интернет-рынка растет быстрее, чем их предшественники, и это касается всех отраслей — от транспорта до ретейла. Хотя Apple, Google, Amazon и Facebook остаются недосягаемы с точки зрения капитализации, темпы роста стоимости молодых флагманов рынка — Uber, JD.com, Slack и др. — опережают «старших» конкурентов. Чтобы сохранить лидерство, компаниям «предыдущего поколения» остается агрессивно скупать стартапы, пишет Микер.


Кроме того, компании из традиционных отраслей экономики стараются приобретать технологические бизнесы или инвестировать в них, и это тоже стало трендом. Объем таких сделок M&A вырос с $11 млрд в 2012 году до $29 млрд в 2015-м. Тенденция проявляется во всех отраслях — от медиа, где Axel Springer приобрел Business Insider, до транспорта, где General Motors инвестировал в сервис вызова такси Lyft, и финансов, где Visa стала совладельцем платежной системы Square.


9. Структура мобильного потребления сужается.


У среднестатистического пользователя мобильного устройства установлено примерно 33 приложения, из которых 12 он пользуется ежедневно. Однако регулярно, то есть 80% времени, люди проводят всего в трех мобильных сервисах. В США этот набор состоит из соцсети Facebook, браузера Chrome и видеохостинга YouTube. Во всем мире YouTube из «триады» вытесняет мессенджер WhatsApp. При этом американские пользователи проводят «в обнимку» с телефоном по 5 часов в день, «среднемировые» — около 3 часов.


10. Голос правит интернетом.


Голосовой интерфейс — это следующий этап развития формы взаимодействия человека с компьютером, полагает Микер. Точность распознавания голоса у Google вырастет с 70% в 2010 году до 90% в 2016-м. Общение голосом быстрее и удобнее, чем набор текста на клавиатуре: человек способен произнести 150 слов в минуту, а напечатать — только 40. Уже в этом году каждый пятый запрос в Google на устройствах с операционной системой Android в США был голосовым, к 2020 году доля голосового поиска или поиска с помощью изображений (но не текста) достигнет 50%, приводится в отчете прогноз аналитиков китайского поисковика Baidu.


Помимо поиска в интернете, голосовые помощники будут помогать человеку — во взаимодействии со смартфонами (пример — Siri от Apple), автомобилями и другими устройствами, оснащенными встроенными компьютером.

Поделиться с друзьями
ASTERA