Непосильные трудовые льготы

Правительство рассматривает возможность изменения принципов уплаты страховых взносов сверх предельной базы. Как следует из списка поручений по итогам заседания у вице-премьера Ольги Голодец от 29 сентября (поручения по докладу уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова президенту, который был представлен в правительство в мае этого года, есть в распоряжении «Ъ»), Минтруд, Минздрав, Минфин, Минэкономики и внебюджетные фонды должны до середины ноября представить в правительство анализ последствий изменений системы уплаты страховых взносов с 2009 по 2014 год. Напомним, за это время правительство провело переход от единого социального налога (26% от фонда оплаты труда, ФОТ) к системе уплаты страховых взносов в три фонда — Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). Совокупная ставка взносов составляет 30%, а для части зарплат выше определенного порога (в 2015 году — 711 тыс. руб. для ПФР, 620 тыс. руб. для ФСС) тариф составляет 10%, для ФОМС же с 2015 года порог не предусмотрен.


Как следует из расчетов аналитиков экспертного центра бизнес-омбудсмена Бориса Титова, за пять лет увеличение налоговой нагрузки на ФОТ составило 43% для зарплат «ниже порога» и 192% для превышающих его. «Рост индекса цен производителей промышленных товаров был существенно ниже»,- отмечается в исследовании. Также новшества вызвали «рост выплат зарплат в конверте, что приводит к потерям и налоговых отчислений», говорит глава центра Анастасия Алехнович.


В тот же срок, как следует из списка поручений вице-премьера, Минтруд должен подготовить и предложения по совершенствованию спецоценки отдельных категорий рабочих мест. Она стала обязательной для всех предприятий с 2014 года, но, как отмечается в исследовании экспертного центра, по данным Роструда, доля работающих во вредных условиях составляла лишь 31,8% — остальные 68,2% трудились в нормальных условиях. Стоимость аттестации одного рабочего места сейчас составляет 1,5 тыс. руб., а в ряде регионов доходит до 3 тыс. руб. «Предприятия даже априори безопасных отраслей обречены на дополнительные непроизводительные издержки и становятся по этой причине менее конкурентоспособными,- отмечает госпожа Алехнович.- Поэтому для ряда отраслей, например оптовой и розничной торговли, страховой и финансовой деятельности, ее необходимо отменить».


Еще один вопрос, который Минтруд, Минфин и Минэкономики изучают по поручению госпожи Голодец,- «учет интересов работодателей» при предоставлении льгот работникам территорий Крайнего Севера. По расчетам экспертного центра, при предоставлении работнику всех установленных государством льгот нагрузка на ФОТ возрастает примерно на 60%. «С 2014 года бюджет по решению Конституционного суда перестал оплачивать работникам северных регионов проезд к месту отдыха и обратно — и нагрузка на работодателей возросла еще на 20%»,- отмечает госпожа Алехнович. По ее словам, работодатели удаленных территорий и так уплачивают (с учетом региональных коэффициентов и надбавок) большие взносы во внебюджетные фонды, и правительству нужно вернуться к прежнему порядку финансирования льгот работникам. С таким же предложением в правительство летом 2015 года также обращалось и Минвостокразвития — правда, как сообщила «Ъ» пресс-служба ведомства, по его оценке, расходы предпринимателей на оплату проезда составляют только 10% ФОТ на одного работника.


Впрочем, как пояснил «Ъ» источник в социальном блоке, при нынешнем положении бюджета снижение налоговой нагрузки на бизнес маловероятно, вряд ли правительство поддержит и идею опять увеличить расходы внебюджетных фондов на оплату проезда. При этом «вопрос о необходимости повсеместной спецоценки является обсуждаемым», добавляет он.

Поделиться с друзьями
ASTERA