Минкомсвязи решило запретить дешевые звонки на телефон с подменой номера

Вторая попытка


Власти вернулись к идее внести поправки в законодательство, с тем чтобы запретить подмену номера при международных и междугородних звонках. Еще в прошлом году с этой инициативой выступали депутаты из ЛДПР, но их инициатива не прошла. Теперь провести поправки через парламент пытается уже Минкомсвязи. О том, что ведомство готовит изменения в «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия», говорится в материалах, опубликованных на портале для общественного обсуждения.


Проект ведомства предлагает обязать всех операторов связи передавать в неизменном виде достоверную информацию о номере абонента, инициирующего вызов, и тем самым ограничить практику подмены номера. На этот раз проект постановления правительства может быть принят в короткие сроки из-за последних событий, связанных с атаками террористов, надеется источник, близкий к министерству. Из материалов на сайте regulation.gov.ru. следует, что планируемый срок вступления поправок в силу — январь 2016 года.


Схемы работы операторов с подменой номеров уже запрещены в России специальными приказами Минкомсвязи, но в стране по-прежнему работают фирмы, которые предлагают совершать дешевые международные и междугородные звонки через интернет-посредников (даже их примерное количество Минкомсвязи не указывает). Если поправки министерства будут приняты, бизнес компаний-посредников, которые с помощью IP-телефонии помогают экономить абонентам крупных операторов, может оказаться вне закона.


Как устроена экономия


Решения, которые помогают экономить на звонках, в России предоставляют, например, такие компании как TelMe, MG/MNpro и другие, выяснял ранее РБК. Они выступают в роли интернет-посредников, и их услуги при звонках между городами и за рубеж обычно дешевле, чем у обычных сотовых операторов. Для сравнения: минута исходящего звонка в Белоруссию у TelMe стоит 14,89 руб., у МТС — 29 руб. (тариф «Супер МТС»).​


При передаче посредниками голосового трафика через интернет для операторов в каждом из городов такие звонки выглядят как местные, объяснял РБК менеджер одной из компаний связи. Тот, кому звонят, видит не реальный номер звонящего, а посторонний, принадлежащий посреднику.


Крупные операторы связи в России — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и Tele2 — из-за звонков с подменой номера теряют в год до 90 млрд руб., подсчитывал эксперт компании «Инфосистемы Джет» Василий Сердацков. Для сравнения: весь рынок фиксированной связи, по оценке исследовательской компании iKS-Consulting, составил в 2014 году 184,6 млрд руб. А совокупная выручка МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона» в прошлом году превысила 967 млрд руб.


Операторы «за»


«ВымпелКом» поддерживает инициативу Минкомсвязи, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Поправки помогут сузить поле действий для возможных мошенничеств с подменой номеров и повысить защищенность абонентов, считает она.


МТС считает подмену номеров вызывающих абонентов серьезной проблемой: качество связи при таких звонках существенно снижается, подмена номера создает широкое поле для мошенничеств в отношении абонентов, отметил представитель оператора Дмитрий Солодовников. Кроме того, абоненты не могут определить, с какого номера совершается звонок, и перезвонить обратно, поэтому страдает не только принимающий, но и звонящий абонент, добавил он.


«Мы считаем важным соблюдение операторами правил маршрутизации пропуска трафика, в том числе корректного указания номеров: абонент должен понимать, с какого номера ему звонят», — отметил директор «МегаФона» по связям с законодательной и исполнительной властью Дмитрий Петров.


«Tele2″ участвовала в разработке поправок, направленных против подмены номеров и серого трафика», — говорит представитель оператора Контантин Прокшин. По его словам, компания поддерживает «борьбу со всеми видами мошенничества в сфере сотовой связи, которые могут ввести абонентов в заблуждение или привести к финансовым потерям».


Объем международного трафика, который передается в Россию с помощью подмены номера, может достигать у различных операторов связи от 10 до 60%, полагают специалисты Минкомсвязи.


Борьба с террором


Запретить технологии с подменой номера вызывающего абонента нужно не только по экономическим соображениям, говорит представитель Минкомсвязи. Их использование создает угрозу жизни граждан и безопасности общества, утверждает он. По данным ведомства, подмена номера не позволяет правоохранительным органам и антитеррористическим структурам оперативно раскрывать возможные угрозы проведения террористических актов, предотвращать их подготовку и исполнение.


Среди негативных последствий подмены номера министерство также называет предоставление некачественных услуг связи абонентам (помехи и обрывы в соединениях), возможность доступа третьих лиц к телефонным переговорам, использование коллекторскими агентствами недобросовестных методов работы с клиентами (передача от имени страховых компаний, банков и других организаций недостоверной информации, угроз), снятие абонентской платы с добросовестного абонента в случае, если ему позвонил абонент с подменным номером.


Наконец, министерство настаивает, что нужно привести российское законодательство к международным стандартам: процедуры, связанные с передачей по сети электросвязи номера абонента, инициирующего вызов, содержатся в рекомендациях Международного союза электросвязи. Но в российском законодательстве в этой части существует пробел — отсутствует норма, обязывающая операторов связи не изменять номер вызывающего абонента, говорит представитель Минкомсвязи.


Как именно будет оформлен запрет на подменные номера, и как будет регулироваться деятельность сервисов вроде Skype, пока неясно. Минкомсвязи только начало разрабатывать проект постановления правительства с этими поправками, говорит представитель ведомства, обещая, что документ будет опубликован позднее. Проект не станет прямым запретом Skype и аналогичных сервисов, которые не используют подменные номера, подчеркивает он. Представитель Skype на запрос РБК не ответил. Представители компаний MG/MNpro, E1tele.com, TelMe и UcallWeconn, которые предоставляют услуги, позволяющие экономить при международных и междугородних звонках, также не ответили на вопросы РБК.

Поделиться с друзьями
ASTERA