Минкомсвязи оценило ущерб от закона о новостных агрегаторах

В Минкомсвязи заявили, что ограничение работы новостных агрегаторов уменьшит аудиторию онлайн-СМИ на четверть. В министерстве считают, что требования законопроекта невыполнимы и приведут к тратам из бюджета


В Минкомсвязи оценили ущерб от законопроекта, приравнивающего новостные агрегаторы к СМИ. Если законопроект будет принят в текущем виде, аудитория онлайн-СМИ может уменьшиться по крайней мере на четверть, отмечается в отрицательном отзыве Минкомсвязи на законопроект за подписью замминистра Алексея Волина (РБК ознакомился с текстом).


Отзыв был направлен в Госдуму 15 марта, сообщил РБК Волин. По его словам, это формальность: Минкомсвязи раскритиковало проект сразу же после его внесения, однако депутаты разослали текст по профильным ведомствам для получения официальных отзывов.


Поправки к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» были внесены в Госдуму 25 февраля депутатами от комитета по СМИ Алексеем Казаковым («Справедливая Россия») и Александром Ющенко (КПРФ). Авторы законопроекта хотели обязать агрегаторы проверять распространяемую информацию, следить за тем, чтобы среди материалов СМИ не появлялось экстремистских материалов, и по запросу Роскомнадзора предоставлять доступ к информации, также в законопроекте предлагался запрет на владение иностранцами более 20% агрегаторов. Для нарушителей были предусмотрены штрафы до нескольких миллионов рублей.


Законопроект в его нынешнем виде «может привести к существенному ограничению деятельн​ости и даже закрытию российских сервисов поиска и агрегации новостей», пишет Волин. Существенная часть трафика онлайн-СМИ приходится именно на новостные агрегаторы, соответственно, ограничение или закрытие таких сервисов приведет к падению аудитории и доходов интернет-СМИ. По его мнению, требования депутатов являются избыточными, так как новостные агрегаторы работают с информацией, ранее опубликованной в СМИ. Эта информация, в свою очередь, регулируется законом о СМИ. Кроме того, у новостных агрегаторов нет возможности проверять достоверность информации, так как у них нет редакции.​ Требования премодерации множества новостных материалов агрегаторами технически невыполнимы, заключает замминистра.


«Такие требования, по сути, аналогичны требованиям к владельцам киосков — проверять содержимое продаваемых газет и журналов — и к сотовым операторам — следить за тем, чтобы их абоненты при разговоре по мобильным телефонам не использовали ненормативную лексику», — говорится в отзыве. Кроме того, необходимость контроля над исполнением законопроекта ​приведет к увеличению нагрузки на Роскомнадзор (он, согласно замыслу депутатов, должен вести реестр агрегаторов по аналогии с реестром СМИ) и дополнительным тратам из бюджета.


«Полагаем, что в условиях существования экономических трудностей необходимо фокусировать усилия законодателей на предложениях, сокращающих количество контрольных функций и стимулирующих деятельность реальных производителей, — говорится в отзыве Минкомсвязи. — В этой связи полагаем, что подобные законодательные инициативы должны проходить предварительную экспертизу с привлечением представителей отрасли».


Председатель думского комитета по СМИ Леонид Левин говорил ранее, что идея регулирования подобных способов массового распространения информации «заслуживает одобрения». Советник президента по проблемам интернета Герман Клименко усомнился в необходимости такого законопроекта, а в Кремле заявили, что идею надо проработать.


Законопроект раскритиковали многие участники отрасли. В компании «Яндекс», владеющей крупнейшим российским агрегатором «Яндекс.Новости», заявили, что требования проекта невыполнимы и приведут к закрытию новостного сервиса. Ежедневно новостной сервис компании индексирует более 100 тыс. новостных сообщений почти от 7 тыс. источников. Его средняя месячная аудитория в январе 2016 года составила 23,3 млн человек.


Российские издания действительно сильно зависят от трафика из новостных агрегаторов. Так, по данным LiveInternet, сайт ria.ru получил от «Яндекс.Новости» в феврале 2016 года 33,6% посетителей, lenta.ru — 13,5%, kommersant.ru — 36%, rbc.ru — 18,7%.

Поделиться с друзьями
ASTERA