Либералы запаса

Правительство внесло в Госдуму проект исправленного федерального бюджета на 2015 год. Одновременно с этим практически завершена работа над исправленными «Основными направлениями деятельности правительства» (ОНДП) до 2018 года. Ультралиберальные заявления проекта ОНДП и бюджетные проектировки вынужденно сходятся друг с другом в сокращении госрасходов. Не избежит секвестра и военный бюджет, хотя транспорт, дороги и бюджетники пострадают не меньше.


Проект поправок к федеральному бюджету на 2015 год представлен Минфином в Госдуму и опубликован. Базовые цифры в нем остались прежними: это сокращение доходов от плановых на 2,5 трлн руб. (более половины из него — недобор нефтяного НДПИ) и сокращение федеральных расходов на 0,3 трлн руб., сокращение резко подорожавших госзаимствований и покрытие выросшего дефицита из Резервного фонда. Впервые представлена отраслевая структура перераспределений в бюджете, расходы которого снижаются номинально на 3,2% к уточненной бюджетной росписи на 1 марта. Из приложения N5 к бюджету следует, что почти автоматическое (в силу роста инфляции) увеличение госрасходов на соцполитику на 5,9% и на обслуживание госдолга на 30% относительно равномерно распределено среди всех расходных статей. Так, финансирование по статьям «национальная оборона» и «национальная безопасность» снизилось от росписи на 4,8%, на образование — на 4,9%, на культуру — на 7,3%, на физкультуру и спорт — на 2,5%. Больше сокращены трансферты регионам — на 10,1%, финансирование ЖКХ — на 10,9%, охрана окружающей среды — на 16,2%.


Больше же всего (в силу завышения расходов в 2014 году, которые Минфин уже начал сокращать заблаговременно) пострадала статья «здравоохранение» — 25,1%, впрочем, во многом это чисто техническое сокращение.

Одновременно с этим опубликована и справка о финансировании майских указов президента Владимира Путина: здесь сокращение составило 20,9%. В основном оно было реализовано чисто механически: большинство укрупненных статей плановых расходов на майские указы, в том числе включающих расходы на повышение зарплат бюджетникам, сокращено на 10%. Резко (на 40-50%) снижены также продемографические расходы и финансирование развития Дальнего Востока.


После начала обсуждения в Госдуме нового бюджета должны быть утверждены и опубликованы и ОНДП — в теории, именно на этом документе, который «собирает» из предложений ведомств Минэкономики, и должен быть основан новый бюджет. Проект документа по состоянию на 12 марта есть в распоряжении «Ъ», вчера он разослан ведомствам перед обсуждением его на этой неделе. Эта версия проекта ОНДП уже включает большую часть предложений ведомств и учитывает предложения Минфина по структуре документа — напомним, министр Антон Силуанов предлагал ведомству Алексея Улюкаева определить в документе новые «вызовы», стоящие до 2018 года перед правительством.

«Вызовов» обнаружено три внешних — «резкое геополитическое обострение», долгосрочная перестройка энергорынка и рост значимости человеческого капитала — и пять внутренних: низкое качество госуправления, критически возросший уровень издержек в экономике, замедление темпов внутреннего спроса, необходимость сокращать зависимость от нефтедолларов и адаптация экономики к нормам ВТО. Впрочем, через запятую в числе прочих «внутренних вызовов» де-факто указано еще шесть, в том числе избыточное вмешательство в экономику, высокий уровень коррупции, низкое качество институтов, дефицит инфраструктуры и несбалансированность финансовой системы. Однако подробнее в документе Минэкономики об этом говорится мало и неохотно, как и о причинах, по которым эти вызовы менее важны, чем перечисленные с красных строк.


Команда Алексея Улюкаева предлагает зафиксировать в ОНДП довольно важный и ранее не обсуждавшийся в правительстве постулат: без смены экономического курса после восстановления экономики от рецессии рост ВВП составит 0,5-1% в год «даже при условии повышения цен на энергоресурсы». Новая модель, предлагаемая Минэкономики,- сочетание сбалансированного бюджета (это невозможно без сокращения госрасходов), роста производительности труда, опережающего рост зарплат, ориентация на рост несырьевого экспорта (с нынешних 30% до 45% общего) силами средних компаний, а также дальнейшее повышение нормы накопления основного капитала. В 2014 году эта цифра составила 17,8%, Минэкономики требует определить целью 21-22%, то есть принять меры, в результате которых после двух лет рецессии и года восстановительного роста в 2017 году норма накопления не вернется к ранее наблюдавшимся показателям.


Реализовывать новую экономическую модель в отраслевом разрезе предлагается ранее обсуждавшимися инициативами отраслевых министерств. Принципиально новых среди нет, в отношении большей их части Минфин уже констатировал отсутствие средств на их реализацию по крайней мере в 2015 году.


Проект ОНДП пока не согласован, и в нем до сих пор сохраняется множество не решенных в реальности вопросов — например, идея с 2016 года отказаться от «пенсионного моратория», фигурирующая в проекте, будет на этой неделе обсуждаться в Белом доме наряду с его продлением и, возможно, ликвидацией накопительного элемента государственной пенсионной системы. Впрочем, де-факто с проектом бюджета на 2015 год он не расходится — Белому дому несложно будет следовать ультралиберальной риторике Минэкономики, сокращая госрасходы на 10% в год, поскольку текущие доходы Минфина, размеры Резервного фонда и ожидаемое падение добычи углеводородного сырья в среднесрочной перспективе (см. стр. 7) в принципе не позволяют ничего иного.

Поделиться с друзьями
ASTERA