Корпоративные закупки кликнули Китай

Электронная торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ) и Alibaba.com (b2b-подразделение китайской Alibaba Group) подписали меморандум о сотрудничестве, сообщили «Ъ» директор Alibaba.com по региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Вэй Дуань и замгендиректора ЭТП ГПБ Ибрагим Паскачев. Договоренность подразумевает оптимизацию подбора оптовых поставщиков для российских компаний. «Мы хотим дать российским покупателям возможность обратиться к пулу международных поставщиков, которые есть у нас, а это более 100 тыс. компаний. Идея — свести закупки к тому, чтобы процесс ограничивался парой кликов на веб-сайте, как это делается в e-commerce»,- сообщила госпожа Дуань. По ее словам, проект с площадкой Газпромбанка — первый подобный опыт для Alibaba.com. «Для нас это эксперимент, который мы в случае успеха попробуем распространить на других рынках»,- уточнила она.


Партнерство стартовало в июне, сейчас проект находится в пилотной стадии, которая должна завершиться к концу года. Бизнес-модель проекта сейчас только прорабатывается. Возможно, с заказчика либо с поставщика будет взиматься некая комиссия от финальной стоимости тендера, предполагает господин Паскачев. На Alibaba.com, к примеру, поставщики платят годовую абонентскую плату за неограниченное участие в запросах и предложениях, поясняет он. Кроме того, Alibaba.com вместе с ЭТП ГПБ займется созданием российско-китайского номенклатурного справочника, который будет описывать позиции, участвующие в товарообороте.


В закупках в рамках проекта уже участвуют «Газпром», Магнитогорский металлургический комбинат, «Евросибэнерго», Трубная металлургическая компания, «Дикси», «Военторг», «Канекс» и «Ямми Ко» (развивает по франшизе рестораны KFC). В полную силу проект заработает «ближе к середине или концу 2016 года», говорит господин Паскачев. По его словам, объем закупок этих восьми компаний, входящих в рабочую группу, совокупно составляет около 2,5 трлн руб. Из них, по оценкам компаний-участников эксперимента, около 10-15% могут приходиться на импортные операции, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Всего у ЭТП ГПБ более 700 предприятий-заказчиков и около 60 тыс. поставщиков. Объем торгов на площадке в 2014 году составил более 1 трлн руб.


По данным Главного таможенного управления КНР, товарооборот между Россией и Китаем за 2014 год вырос на 6,8%, до $95,28 млрд. При этом объем импорта российских товаров увеличился на 4,9%, до $41,6 млрд, а китайский экспорт в Россию вырос на 8,2% и составил $53,68 млрд. Общий объем размещаемых в электронной форме корпоративных заказов достигнет в 2015 году 7,3 трлн руб., подсчитывали ранее в ЭТП ГПБ.


У российско-китайского партнерства есть ряд серьезных проблем, без решения которых электронные площадки вряд ли смогут стать существенным каналом для трансграничной торговли, отмечает гендиректор B2B-Center Алексей Дегтярев. «Самая очевидная проблема — языковая. Вторая вытекает из первой — крайне затруднительно создать единый номенклатурный справочник. Для начала необходимо создать универсальные национальные справочники, а уже потом согласовать их между собой. Третье — организация контроля качества продукции китайских предприятий»,- рассуждает он. Впрочем, по мнению гендиректора торгового портала «Фабрикант» Сергея Габестро, услуга будет востребована российскими компаниями. «Любое взаимодействие с крупнейшими международными игроками — общий позитивный тренд развития рынка электронных торговых площадок»,- говорит он.

Поделиться с друзьями
ASTERA