Клиентов НПФ притормозят на выходе

Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) инициирует поправки к законодательству, которые могут значительно сократить число переходов клиентов между НПФ. По замыслу авторов поправок заявление гражданин будет подавать не в ПФР, а в свой фонд, при этом его в обязательном порядке уведомят о потерях инвестдохода при досрочном переходе. Критики проекта указывают на недостаточно развитую сеть отделений НПФ и усложнение процедуры перехода для клиентов.


Проект поправок к федеральному закону «О негосударственных пенсионных фондах», подготовленный НАПФ (есть в распоряжении «Ъ»), предусматривает две ключевые новеллы. Сейчас при переходе из НПФ в НПФ гражданин подает заявление в Пенсионный фонд России (ПФР). Поправки отменяют эту норму и вводят необходимость подачи заявления гражданином в свой действующий НПФ. При этом НПФ должен будет проинформировать клиента о возможных потерях инвестдохода при досрочном переводе пенсионных накоплений и только после этого, если гражданин не передумает, дать такому заявлению ход. Сейчас ПФР детально не информирует граждан о возможных потерях при получении заявления на перевод пенсионных накоплений, а НПФ должны будут это делать. «Порядок перехода, при котором клиент будет подавать заявление через действующего страховщика,- консолидированная позиция большинства участников рынка,- говорит президент НАПФ Константин Угрюмов.- Граждане смогут получать информацию о рисках потерь инвестиционного дохода в случае досрочного перехода. Такой формат перехода также позволит решить проблему повторных заявлений от застрахованных лиц».


Кампания 2015 года стала рекордной по числу забракованных заявлений о переводе пенсионных накоплений — всего 5,84 млн шт. Самой распространенной причиной отказа стали двойные заявления (42% отказов). По итогам кампании 2015 года были одобрены 4,09 млн заявлений на переход клиентов из ПФР в НПФ и 3,14 млн заявлений о переходе из НПФ в НПФ.


Если новый порядок будет принят, уход клиентов перестанет быть для НПФ неприятной неожиданностью. «О переходе клиентов фонды нередко узнают 1 апреля — по итогам переходной кампании,- говорит гендиректор НПФ «Будущее» Николай Сидоров.- Соответственно, до этой даты фонды вынуждены резервировать большие объемы ликвидности. Если объем переходов известен заранее, дополнительного резервирования не потребуется, что в конечном итоге повысит доходность инвестиций».


Кроме того, принятие поправок значительно сократит число переходов, уверены участники рынка. Когда НПФ агитирует человека переводить в него пенсионные накопления, то зачастую умалчивает о потере инвестиционного дохода при досрочном переходе (ранее чем через пять лет).


Об этом свидетельствуют результаты переходной кампании 2015 года, когда более 90% составили заявления на досрочный переход. По оценкам ПФР, по результатам нынешней кампании граждане лишились инвестиционного дохода за 2015 год на сумму более 4 млрд руб. «Подача заявления действующему страховщику на перевод пенсионных накоплений в другой фонд позволит предостеречь людей от досрочного перехода с потерей инвестиционного дохода»,- отмечают в ПФР.


Впрочем, есть у предложенных изменений и минусы. Клиентские службы ПФР работают во всех регионах России, а офисов многих НПФ там нет, указывают в ПФР. По словам гендиректора НПФ Сбербанка Галины Морозовой, изменение существующей схемы переходов выгодно прежде всего фондам, которые заинтересованы в сохранении действующей базы, а не в привлечении новых клиентов. «К варианту переходов, который предложен, у меня много вопросов,- говорит госпожа Морозова.- Человек может потерять уйму времени, пытаясь оформить перевод накоплений, и не факт, что добьется результата. В части удобства этих решений для клиента и технологичности проект требует доработки».


В ЦБ на вопрос «Ъ» относительно указанных поправок вчера сообщили, что «данный вопрос находится в стадии обсуждения». Сегодня проект поправок к закону об НПФ будет рассмотрен на заседании совета НАПФ.

Поделиться с друзьями
ASTERA