К 2020 году совокупные доходы поставщиков IoT-платформ достигнут 2,4 млрд евро

Ожидаемый экспоненциальный рост подключенных устройств во всем мире и связанный с этим рост сложности IoT-решений требует наличия более интеллектуальных коммуникационных платформ и соответствующего программного обеспечения. По оценке Berg Insight, совокупные доходы поставщиков IoT-платформ в 2014 году составили 450 млн евро, к 2020 году этот показатель может достичь 2,4 млрд евро, прогнозируют эксперты Json & Partners Consulting.


Условно рынок M2M-платформ делится на несколько основных сегментов — платформы по управлению SIM-картами, платформы по управлению подключениями, платформы по управлению устройствами и платформы для приложений. При этом платформы различных вендоров могут обладать сразу несколькими функциональными возможностями, например, решение Aeris обеспечивает управление SIM-картами, устройствами и подключениями, а решение Axeda — еще и управление приложениями.

Основные игроки рынка межмашинных коммуникаций постепенно уходят от специализированных M2M-решений, ориентированных на конкретную отрасль, к универсальным приложениям интернета вещей. Сегодня выделяются две основные стратегии операторов в отношении технологических платформ M2M: разработка собственных решений (Vodafone, Telenor, Orange, T-Mobile) и использование сторонних решений от ведущих поставщиков М2М-платформ (AT&T, Telefonica, KPN, Rogers, O2). Отдельно стоит предложение Vodafone — оператор предлагает услуги в партнерстве с множеством M2M/IoT-платформ, в том числе и платформ для вертикальных решений.

На российском рынке активное продвижение услуг на базе специализированных M2M-платформ началось несколько лет назад. Например, «ВымпелКом» с конца 2010 года предлагает решение «Центр управления M2M», реализованное на базе платформы Jasper Wireless. Потребность в таких решениях со стороны предприятий была продиктована, в том числе, необходимостью предотвращать нецелевое использование SIM-карт M2M недобросовестными сотрудниками с целью контроля над трафиком и расходами на обеспечение коммуникаций. Кроме того, отдельная номерная емкость в DEF-коде и отдельный SMS-центр дают такие преимущества пользователям «платформенного» сервиса, как, например, отсутствие спама, а точное округление потребленного трафика, бесплатный внутрисетевой роуминг по всей стране и возможность перераспределения пакетов трафика между SIM-картами позволяют оптимизировать издержки.


«МегаФон» предлагает на базе собственной специализированной платформы «М2М-Мониторинг» услуги для компаний, которые специализируются на охране и мониторинге различных объектов и транспорта. Другое решение «Ресурс под контролем» ориентировано на сектор коммунальных услуг и предназначено для управляющих компаний и ТСЖ с целью мониторинга данных со счетчиков электроэнергии, воды и газа. Вместе с тем еще осенью 2012 года «МегаФон» заключил соглашение с Ericsson об использовании облачного решения Ericsson Device Connection Platform, которое может быть адаптировано под нужды различных отраслей.


При этом российские операторы еще не освоили все классы платформ. В частности, лидер российского рынка M2M — компания МТС — пока только находится на стадии изучения предложений разработчиков платформ управления M2M-устройствами (M2M MDM).


По мнению специалистов Json & Partners Consulting, перспективы российского рынка M2M/IoT-платформ связаны с выбором таких решений, которые в будущем смогут интегрировать как собственные приложения операторов, так и приложения других вендоров различных М2М-устройств. Большинство этих услуг будет оказываться как облачные сервисы в общей экосистеме интернета вещей. При этом в силу огромного разнообразия отраслевых сфер применения М2М-решений операторы будут постепенно уходить от самостоятельного предоставления сервиса в сторону предоставления облачных платформ с требуемым функционалом для отраслевых партнеров.

Поделиться с друзьями
ASTERA