ИТ в образовании — на временнОй оси

Надежда Рыбкина, компания ЮрайтАвтор: Надежда Рыбкина, генеральный директор компании «Юрайт».


Сегодня тема ИТ в образовании привлекает очень большое внимание, с ней связывают такие новые и перспективные нововведения, как дистанционное образование, «перевернутые классы», непрерывное обучение, модульное построение учебного процесса и др. Однако в центре обсуждения зачастую оказываются такие аспекты применения ИТ, которые или далеки от реальных потребностей и возможностей вузов, или вовсе спорны. А какова реальная ситуация, что действительно нужно системе образования из арсенала ИТ сегодня, а где могут возникать серьезные проблемы? Это важно понимать и специалистам в ИТ, и самим вузам, и общественности.

В системе государственного высшего образования применение информационных технологий очень ограниченно. Об этом нельзя забывать. Иногда весь арсенал информатизации вуза — интернет и Wi-Fi. Несомненно, интернет в каждом вузе — большое достижение, и произошло это всего год-два назад. «Лампочка Ильича» XXI века все же дошла до каждого вуза! И только теперь все они, без исключения, получили, наконец, реальную возможность внедрять различные ИТ-решения, ведь все они зависят от интернета.

Следующим шагом должно стать появление сайта у каждого вуза. Конечно, у очень многих вузов они давно есть. Иногда это мощные информационные порталы с удобными механизмами взаимодействия пользователей с административными и учебными подразделениями. Но я говорю о тотальном появлении сайтов, ведь теперь это обязательное требование Рособрнадзора при аккредитации, которое нельзя игнорировать. Важно, чтобы к его реализации вузы не подошли формально. Так, за фасадом сайта желательно создать постоянно действующую систему процессов, связанных с подготовкой нового и своевременным удалением устаревшего контента. А для них понадобятся системы управления контентом (CMS) и электронные хранилища документов.

После этого вузу надо приступать к острой, важной и достаточно сложной задаче — внедрению LMS-системы, которая переводит в электронный вид деканат, учебную часть, управление картотекой библиотеки, учет студентов и преподавателей, расписание, учет дипломных и научных работ и прочего достояния вуза, факультетов и кафедр. Кроме того, в современной LMS-системе вуз может хранить оцифрованные архивы и документы. Здесь вузам доступен целый арсенал готовых технологических платформ, в том числе с открытым кодом. Самая распространенная среди них — Moodle.

Внедрив LMS и переведя на нее управление учебным процессом, совершенно естественно запустить постепенный перенос в эту систему значительную часть образовательного контента. Например, электронную библиотеку учебников. Однако здесь возникает довольно сложный вопрос о правомерности самостоятельного перевода бумажных учебников в электронный вид и размещения полученных материалов в информационной системе. Это противоречит авторскому праву и нарушает действующее законодательство. Поняв это, вузы начали покупать электронные копии учебников у издателей. И хотя случаи правового нигилизма все еще имеют место, российский рынок образовательного контента и электронных учебников начал развиваться.

Вузам, еще не наладившим электронное управление учебным процессом, совсем не обязательно ждать. Они могут подключиться к электронным библиотекам издательств или компаний-агрегаторов. Причем сделать это гораздо проще, чем полноценно внедрить LMS: если позволяет интернет-канал, можно просто открыть доступ из сети вуза к внешним электронным библиотечным системам (ЭБС). Так родился отечественный рынок ЭБС, ставший важной частью всего рынка информационных технологий для вузов. Отчасти толчком к развитию ЭБС стал ФЗ 1953, требовавший, чтобы ВУЗы были подключены к электронным библиотекам. Недавно этот закон был отменен, но вузы успели оценить удобство и возможности современных ЭБС, и развитие этого рынка продолжается.

Один из результатов этого развития — рождающийся прямо сейчас рынок новых ИТ-услуг, обеспечивающих интеграцию множества платформ с образовательным контентом (ЭБС издательств) с LMS-системами вузов. Причем контент здесь используется разный: электронные копии учебников в библиотеках, электронные учебные курсы с элементами интерактивности (например, в форме тестов), видеолекции для онлайн-обучения.

Естественно, создание всех видов образовательного контента, его хранение и доставка учащимся опирается на множество разнообразных информационных технологий и ИТ-инструментов. По большей части они достаточно зрелые, принципиальных технических проблем здесь нет. Пожалуй, сложнее всего организовать широкое использование «тяжелого» видеоконтента во внутривузовских сетях передачи данных. Но и здесь уже появились достаточно эффективные ИТ-решения, объединяющие технологии видеопорталов, сетей доставки контента (CDN) и др. В итоге, популярность контента в виде онлайн-курсов (видеолекций) быстро растет. Это новая долгосрочная тенденция в сфере применения ИТ в высшем образовании.

И хотя она еще только формируется, уже проявилась очень серьезная проблема, о которой нельзя не сказать. Это педагогическая некомпетентность и недооценка ИТ-специалистами принципиальной важности методических основ онлайн-курсов. Им кажется, что все сводится к технике создания видеозаписей и скринкастов для повышения их привлекательности. Вообще, упование на всесилие ИТ маскирует самые сложные вопросы передачи знаний, рождает ложную надежду, что благодаря ИТ они решатся сами собой. Но это не так, ведь возможности и биологические механизмы усвоения знаний остаются теми же. Не помогает и сверхупрощение. Видеолекция «Физика за 30 мин» может быть интересной и даже захватывающей, но системных знаний и навыков она, конечно, не даст. Преподавателям это очевидно, но ИТ-шники и неспециалисты подвоха не видят. Или делают вид, что не видят.

Деградационного сценария вполне можно избежать, но для этого нужно перейти от противостояния к кооперации информационных и традиционных технологий образования. Именно к кооперации!!! Без перекосов в сторону ИТ, но и без игнорирования и блокирования академическим сообществом тенденций современного мира в высшем образовании! Партнерство и взаимное уважение достижений каждой стороны — это единственный путь, по которому может развиваться российское высшее образование сегодня и в будущем. Это главная проблема ИТ в образовании. И главная точка роста.

Поделиться с друзьями
ASTERA