IPO на стикерах: как мессенджер Line стал бизнесом стоимостью 7 млрд долларов

Японский мессенджер Line проведет крупнейшее в 2016 году технологическое IPO на биржах Нью-Йорка и Токио. РБК изучил, как компания шла к оценке в $7 млрд и почему инвесторы при этом осторожно отзываются о ее перспективах


Вторая попытка


14 и 15 июля японский мессенджер Line разместит акции на Нью-Йоркской и Токийской биржах. Размещение станет крупнейшим в 2016 году IPO в технологической отрасли: сервис может привлечь до $1,3 млрд при оценке всего бизнеса в $6,9 млрд, сообщило агентство Bloomberg. В связи с высоким спросом Line планирует разместить бумаги по верхнему диапазону цены — $32,5 за акцию. На американском рынке мессенджер рассчитывает продать 22 млн акций, в Японии — 13 млн. Еще 5,25 млн бумаг может быть реализовано в виде опциона организаторами размещения — банками Morgan Stanley и Nomura Securities.


Сейчас единственным владельцем Line является южнокорейская Naver: при реализации опциона компания сохранит 81,3% акций, новые инвесторы получат 18,7% бумаг. Грядущее размещение на бирже — уже вторая попытка компании стать публичной. Первая была летом 2014 года: тогда инвесторы оценивали компанию почти в $10 млрд, но руководство сервиса решило отложить размещение, чтобы привести в порядок финансовые результаты. Компания на тот момент была «дезорганизованной», и бизнес «по духу» больше походил на стартап, отмечал в интервью Fortune гендиректор Line Такеши Идезава. За прошедшие два года компании удалось втрое увеличить выручку: с $352 млн за 2013 год до $1,1 млрд по итогам 2015-го.

При этом компания Line остается убыточной: единственный год, когда сервису удалось показать прибыль в размере $17,8 млн — 2014-й, но уже в 2015 году он вернулся к убытку на уровне $71 млн. Не удалось компании и сохранить темпы роста выручки, следует из опубликованного перед IPO проспекта. Если по итогам 2013 года выручка выросла на 500%, через год динамика снизилась до 120%, а в 2015-м показатель вырос год к году только на 40%. За первые три месяца 2016-го выручка подросла и вовсе всего на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

​Основные рынки присутствия Line — Япония, Тайвань, Таиланд и Индонезия, причем доля аудитории сервиса в этих странах продолжает расти: если в марте 2014 года на них приходилось 56% пользователей мессенджера (при совокупной аудитории 159 млн человек), то к марту 2016-го — почти 70% (при аудитории 218 млн). Замедляется и рост аудитории в целом: в 2013 году к мессенджеру присоединились 84 млн новых пользователей, в 2014 году — 46 млн, а в 2015-м — 13 млн.


Однако выход Line на биржу — важный момент для технологической отрасли, отмечает Quartz. Впервые мессенджер инвесторы оценят на свободном рынке, а не в ходе закрытой сделки, как это было в случае с WhatsApp, который в феврале 2014 года за $19 млрд приобрел Facebook, или как с Viber, за который японская Rakuten примерно в то же время выложила $900 млн.

РБК изучил, как Line шел к оценке в $7 млрд и почему инвесторы при этом осторожно отзываются о его перспективах.


Бизнес на стикерах

Line появился в 2011 году как реакция японской телекоммуникационной отрасли на разрушительное землетрясение. За несколько месяцев до запуска сервиса стихия не только повредила атомную станцию «Фукусима», но и оставила существенную часть страны без телефонной связи. Чтобы общаться друг с другом, сотрудники японской «дочки» Naver — интернет-провайдера NHN Japan — разработали мессенджер. Сервис позволял переписываться и совершать голосовые звонки без использования сотовой связи.


Сервис быстро набрал популярность в Японии и еще нескольких странах: за первый год работы его аудитория выросла до 58 млн пользователей, отмечало Reuters. Для сравнения: Facebook преодолел планку в 50 млн пользователей только за три года. По оценке портала Quartz, сегодня Line с его 218 млн активных пользователей является седьмым по популярности мессенджером в мире. Лидируют в сегменте американские WhatsApp и Facebook Messenger — аудитория каждого из них составляет около 1 млрд пользователей по всему миру. У китайского WeChat — более 700 млн пользователей, у израильского Viber — 236 млн пользователей.

Ключевым отличием Line от конкурентов на первом этапе развития стали стикеры — картинки анимационных персонажей, которые помогают пользователям без слов делиться с собеседником своими эмоциями, отмечал TechCrunch. Эти функции в мессенджере появились почти сразу после запуска — осенью 2011 года (для сравнения, у Viber стикеры появились в ноябре 2013-го). Уже весной 2012-го Line начал продавать стикеры за деньги — $1–2 за набор. Летом того же года сервис предложил опцию стикеров для компаний (свой набор, к примеру, выпустила студия Disney) , а спустя три года дал возможность продавать стикеры любым сторонним разработчикам. Только за первый год работы «биржи» 390 тыс. разработчиков наторговали внутри Line почти на $75 млн.

Стикеры являются одной из основных статей выручки Line. В первом квартале 2016 года 23% выручки мессенджера — $68 млн — пришлось на продажу подобных продуктов, за весь 2015-й — 24%, или $256 млн, следует из проспекта IPO. В марте 2016 года пользователи отправляли друг другу через Line 389 млн стикеров ежедневно (обычных сообщений — 4,2 млрд). Их содержание варьируется от фирменных стикеров Line Friends вроде медведя Brown и зайца Cony до футболистов «Барселоны».

Поделиться с друзьями
ASTERA