Госуслуг больше, чем народа

Правительство опубликовало концепцию оптимизации систем предоставления госуслуг и межведомственного информационного взаимодействия — она утверждена распоряжением Белого дома от 20 августа N1616-р. Документ прямо признает проблему возникновения в РФ большого количества ведомственных информсистем федерального, регионального и муниципального уровней при отсутствии у их создателей и операторов обязательств по актуализации хранимых данных и синхронизации систем друг с другом.

«Изменение сведений, содержащихся в одной системе, не приводит к изменению взаимосвязанных данных в других системах»,- констатирует правительство. При этом требование связанности информсистем зафиксировано в законодательстве. Отдельная проблема — «постоянное изменение нормативной правовой базы», которое «влечет постоянное изменение условий предоставления госуслуг», говорится в документе.


Авторы концепции признают, что «изначально задача создания взаимоувязанных систем перед ведомствами не стояла», а приведение их в актуальное состояние сейчас в большинстве случаев производится «в ручном режиме» и по своему графику в каждом ведомстве.


В качестве решения проблемы концепция предлагает (и называет «как никогда актуальным») создание системы управления изменениями, благодаря которой обновленные сведения из одной системы будут «по цепочке» распространяться во все связанные с ней.

Осложняет работу и отсутствие единой системы, учитывающей все предоставляемые в РФ государственные и муниципальные услуги на всех уровнях власти: разработчики документа предлагают создавать ее на основании уже существующих реестров госуслуг. Необходимость их создания и поддержания в актуальном состоянии (период актуализации — месяц) зафиксирована в законодательстве с 2011 года. Оценить масштаб работы можно по тому, что в разных субъектах РФ эти реестры включают в себя тысячи позиций. Так, реестр Красноярского края учитывает 7 тыс. услуг, в Ярославской и Тамбовской областях — более 2 тыс., при этом «просрочка» их приведения в актуальное состояние составляет в изученных «Ъ» регионах от нескольких месяцев до двух лет. В правительстве об этом знают, констатируя, что пересмотр реестров проходит, как правило, «волнообразно» и «по отдельным поручениям» Белого дома.


Не позднее июля 2012 года госорганы и местные власти обязаны были перейти на систему межведомственного взаимодействия, позволяющую избавить граждан от переноса справок из одного учреждения в другое. Для этого были разработаны технологические карты по каждой госуслуге и единая информсистема межведомственного взаимодействия — но актуализацией карт также никто не занимался, а электронные сервисы доступа к единой системе разрабатывались «асинхронно», и часто полученный через них ответ не соответствует запросу. Не решена и проблема обновления регулярно меняющихся адресов, реквизитов и контактов чиновников: с точки зрения системы эта информация является «справочной», однако наиболее востребованной, констатируют авторы документа.

Помимо перечисленных «внутренних» сложностей электронного правительства существуют и внешние. Так, действующий порядок нормотворчества и законопроектной деятельности «не позволяет» достаточно быстро учитывать его результаты при предоставлении госуслуг. В итоге исполнители «часто действуют вне правового поля» и на основании устаревших данных. Авторы концепции констатируют: нужно пытаться справиться с валом изменений законодательства за счет совершенствования межведомственного взаимодействия, повышения информационной открытости и «поисковой доступности» — однако покушаются и на учет требований информатизации в сложившемся порядке нормотворчества, от правил подготовки указов президента, законов и постановлений правительства до актов региональных властей.


При необходимости изменения законодательства, нормативных актов или справочных данных, относящихся к госуслугам, предлагается обязать инициатора предоставлять в Минэкономики организационно-технический план изменений всех взаимосвязанных актов, параметров, систем и регламентов. Отметим, что это потребует изменения порядка согласования нормативной базы и нового порядка вступления относящихся к госуслугам документов в силу (речь о введении полугодового лага на адаптацию системы к изменениям). Прочие изменения должны вноситься «максимально быстро», предполагает концепция. Чтобы эти требования выполнялись, документ указывает «разработать механизм контроля» обновления системы и назначить ответственных в каждой подсистеме.


Многообразие электронных госуслуг и нескоординированность баз данных — следствие управленческих проблем ведомств в 2005-2012 годах на фоне относительного изобилия ресурсов, выделявшихся правительством в это время на IT-решения. Во многом это объясняет, почему при сопоставимых с другими странами расходах на такие проекты качество госуслуг в РФ ниже: так, значительная часть финансирования их у ведомств уходит на создание «шлюзов» для обмена информацией между различными системами. При этом отказ от ситуационных решений и силовая замена их на единообразное были слишком дороги для правительства и в 2008-2014 годах. Теперь же распоряжение Белого дома, поручающее Минэкономики координацию систем, выглядит во многом вынужденным решением при невозможности новых крупных инвестиций в этой сфере.

Поделиться с друзьями
ASTERA