Государство — это я: почему растет интерес к криптовалютам

Автор: Константин Корищенко, зампред ЦБ в 2002-2008 гг., профессор, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС.

Любое современное государство – российское, американское или японское – имеет длинный список властных полномочий, проявление которых мы встречаем в нашей повседневной жизни. Среди них ключевыми являются оборона, денежное обращение, соблюдение законов.

Сегодня государственная монополия, как минимум, по одному из этих прав – эмиссии денег – находится под угрозой. Эта угроза возникла 6-7 лет назад и исходит от криптовалют — явления, которое вызревало последние два десятилетия, но их популярность достигла неимоверного накала последние пару лет.

В основе практически любой криптовалюты лежит технология распределенного реестра (DLT) или блокчейн. И во многом благодаря использованию этой технологии стало возможным завоевать доверие людей, готовых тратить время, компьютерные ресурсы и электроэнергию на производство («майнинг») криптовалют и с удовольствием приобретающих биткойны по цене, выросшей с нескольких десятков до более $5000 всего за четыре года.

Что же такого содержится в этой технологии, что создает угрозу самим основам современного государства?

Попробуем разобраться по порядку.

В конце 2000-х годов многие страны (США, Япония, Великобритания, государства континентальной Европы), оказавшись в ситуации самого серьезного экономического кризиса за последние 80 лет, прибегли к так называемой нетрадиционной денежно-кредитной кредитной политике – количественному смягчению. Проще говоря, опустили кредитные ставки до нуля и даже ниже, а также нарастили количество денег в экономике до невиданных ранее размеров. Одних только «свежих» денег центральные банки развитых стран добавили за последние 10 лет в размере почти $20 трлн (для сравнения, это в полтора раза больше, чем масса всех денег в США). К этому следует добавить резко ужесточившуюся фискальную политику этих государств, связанную с ростом государственных долгов.

Для обычного человека сберегать деньги и управлять собственными налогами в таких условиях стало весьма сложно, а держать деньги в банках оказывается не только не выгодно, а даже накладно и рискованно. Население и компании ответили на такую политику «уходом в кэш», увеличением доли наличных на руках. Хотя и не везде. В странах северной Европы доля безналичных платежей резко выросла, а в Дании даже приняли закон, фактически «выдавливающий» наличные кроны из оборота. Но, в целом, использование наличных в Германии, Швейцарии, Японии и США находится на весьма высоком уровне.

В сложившейся ситуации резко активизировались практические эксперименты и научные дискуссии о том, как создать «новые деньги», которые бы совместили быстроту и  удобство электронных платежей, анонимность, как у наличных денег, способность сохранять стоимость, как у золота.

Практическим результатом этих усилий стал биткойн, созданный то ли реальным, то ли анонимным автором, но весьма точно угадавшим насущный запрос современного человека.

В чем же он состоит? Как выясняется, в мире криптовалюты есть несколько основных принципов, дающим им право называться «новыми деньгами»:

  • независимость от какого-либо государства;
  • самоуправление на базе «непрерывного голосования»;
  • открытость программного кода, лежащего в основе (как правило);
  • свободная конкуренция множества разных валют;
  • «реальность» затрат на майнинг (производство валюты).

Государства, увидев, что тенденция набирает обороты и методами регулирования/запрета ее не остановить, решили «возглавить процесс», предложив собственные альтернативы «государственных» криптовалют – FEDcoin (США), CADcoin (Канада), eKrona (Швеция) и т.д.

Не вдаваясь в большие технические подробности, можно утверждать, что практически все эти проекты имеют много общего:

  • подразумевают открытие в Центральном банке непосредственных счетов клиентам (банкам, компаниям или населению);
  • привязывают государственные криптовалюты к национальным деньгам;
  • организовывают обращение государственной криптовалюты в блокчейне или централизовано, но, в любом случае, по правилам, установленным государством;
  • обеспечивают обмен криптовалюты на обычные деньги по фиксированному курсу и через назначенных агентов.

Даже беглое сравнение тех принципов, которые заложены в «независимых»  и «государственных» криптовалютах, позволяет сделать вывод о том, что их принципы построения очень сильно разнятся. Если же попытаться найти одно, главное отличие, им безусловно будет принцип самоуправления, который, в свою очередь, непосредственно связан  с использованием технологий блокчейн и программирования в открытом коде.

Есть разные прогнозы по поводу того, выживет ли биткойн, эфир и иже с ними. Но в случае успешного распространение криптовалют в мировой экономике это не только даст многим людям заработать, но, и это куда важнее, подтвердит жизнеспособность модели самоуправления (блокчейна).

И вот уже на горизонте «маячат» вопросы, которые сложно игнорировать, так как они ставят под сомнение неизменность основных функций государственной власти:

Денежное обращение. Не вытеснит ли в практическом обороте криптовалюта национальную валюту (наличную и безналичную), поставив вопрос о необходимости Центрального банка и коммерческих банков?

Гражданство. Не приведет ли внедрение технологии блокчейн в системе учета и хранения персональных данных граждан к тому, что целый ряд государственных ведомств окажется без работы?

Избирательная система. Не приведет ли использовании технологии блокчейн в процессах голосования к существенному упрощению самой процедуры и повышению ее надежности? Это, в свою очередь, может ли привести к «швейцарскому феномену» — переходу к постоянным референдумам по ключевым вопросам жизни государства?

Законодательная и судебная система. Не приведет ли применение технологии блокчейн в законодательном регулировании к «написанию/программированию законов» по принципу «открытого кода» и голосованию по ним большинством населения, а не депутатов?

Вооруженные силы. Не приведет ли использование технологии блокчейн в сфере воинской обязанности к возможности управлять путем голосования сроками призыва, местом прохождения службы, обменом обязательств/освобождений по прохождению по службы между призывниками и государством? 

В этих вопросах нет ничего того, что противоречило бы задачам построения современного государства — все вышеприведенное находится в русле демократизации и повышения роли каждого сознательного гражданина в управлении.

Понятно, что некоторые из поставленных вопросов – далеки от реальности, но часть из них являются вполне насущными. Понятно, что блокчейн не защитит от грабителей, не позволит добывать существенно больше нефти и многое другое, и, конечно, не отменит в обозримом будущем централизованное государственное управление. 

Однако, появляется все больше и больше новых проектов, основанных на блокчейне. Многие из них построены на блокчейне Ethereum, который дает возможность использовать механизм смарт-контрактов. Это говорит о том, что сила самоуправления и системы подтверждения прав собственности, независимой от государства, заложенная в блокчейне, все больше и больше захватывает умы (и кошельки) той части населения, которой близки идеи свободного рынка. Причем неважно, происходит это стихийно или осознанно.

Можно, конечно, как в Китае, запретить практически все, что связано с криптовалютами. Правда остается открытым вопрос – если закрыть глаза, исчезнет ли то, что они видят?

Поделиться с друзьями
ASTERA