Электронная коммерция: рост вопреки

Интернет-торговля составляет около 4% от общего объема российского ретейла и сохраняет позитивную динамику. Пока лишь четверть российской аудитории интернета совершает онлайн-покупки, и дальнейшая миграция покупателей в интернет будет «наращивать» рынок вне зависимости от экономической ситуации.

Электронная коммерция считается самым крупным по объему сектором экономики Рунета. Его объем превысил в 2015 году 760 млрд руб., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Темпы роста остаются позитивными, хотя и снизились с 30 до 7% в год. Доля сектора в общем объеме отечественного ретейла составляет 3–4%. Для сравнения: в Германии или США этот показатель вдвое-втрое выше, а лидером является Южная Корея с долей свыше 15% от офлайн-розницы.


Прогноз развития рынка электронной коммерции, согласно данным исследования «Экономика Рунета 2015–2016″*, на 2015 год оптимистичный. Ожидается рост порядка 20%.


Стабильное развитие интернет-ретейла связано с дальнейшим распространением доступа к Сети, увеличением доли мобильного трафика, а также эволюцией самих интернет-сервисов. Дополнительный стимул для этого рынка в России — развитие логистических операторов и услуг «Почты России». Так, в 2015-м почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше, чем в 2013-м.


Перетекание покупательского интереса в онлайн продолжается. Но если в кризисные 2008–2009 годы рынок внутренней розничной электронной торговли рос на 25–30%, то сейчас — на 10–15%, поясняет Иван Кургузов, исполнительный директор портала «Оборот.ру». «Это связано с более серьезным изменением покупательского поведения и резким ростом входящей трансграничной торговли. По оценкам некоторых экспертов, по числу единиц проданных товаров это уже чуть ли не четверть российского рынка», — поясняет эксперт.


АКИТ фиксирует падение количества внутренних заказов на 7% при двукратном увеличении числа посылок из-за границы. В денежном выражении объем трансграничной интернет-торговли вырос на 5% и составил около 220 млрд руб.


На фоне падения курса рубля ощутимо повышается внимание к китайским онлайн-магазинам. По данным исследования «Яндекс. Маркета» и исследовательской компании GfK, число российских покупателей, использующих этот канал, увеличилось за год на 30%. Китайские игроки наращивают физическое присутствие в России и выстраивают стратегические партнерства в области логистики.


Марк Завадский, директор по развитию бизнеса AliExpress в России и СНГ, отмечает, что тренд более «вдумчивого» шопинга, когда люди тратят больше времени на поиски качественных товаров по наиболее выгодной цене, ретейлеру на руку. «Популярность AliExpress в России стабильно растет: по данным TNS Global, мы стабильно входим в десятку самых востребованных сайтов Рунета, — комментирует он. — Мы постоянно работаем над улучшением своего сервиса: подключаем новых российских продавцов — Philips, Bork, Unilever, ввели опцию оплаты наличными, которая очень удобна для покупателей в регионах, совершенствуем условия по доставке и гарантии».


В то же время и в AliExpress наблюдают падение покупательной способности. В первую очередь это относится к российским регионам. За последний год снизились реальные доходы населения, что сказывается на изменении структуры спроса в интернет-покупках в пользу недорогих товаров малоизвестных брендов. Так, по данным АКИТ, более 60% заказов российских покупателей в интернет-магазинах не превышали $22.


Перспективы дальнейшего роста онлайн-ретейла связаны с возможностью сокращения барьеров, в том числе законодательных, считает Иван Кургузов. «Однако поступательный рост продолжится даже в случае отсутствия существенных изменений. Определенную опасность представляют сокращение доступа к инвестициям и работа многих крупных игроков без прибыли, что может привести к изменению состава участников рынка. Однако те ретейлеры, которые не будут представлены в интернете, со временем проиграют в конкуренции», — резюмирует он.


Главный тренд последних лет — рост количества покупок, совершаемых с мобильных устройств. Рынок мобильной коммерции во всем мире в последние три года рос в среднем на 40%, согласно данным исследования платежной системы PayPal, и это на фоне среднегодовых темпов роста рынка электронной коммерции в 13%.


По оценкам консалтинговой компании Capgemini, на мобильные деньги, электронные кошельки и виртуальные валюты приходится до 10,5% всего мирового рынка безналичных платежей. Лидируют здесь ОАЭ, Китай и Турция, где доля мобильного шопинга составляет соответственно 24, 21 и 19% от всех онлайн-покупок. В целом по миру более трети электронных платежей в 2015 году совершалось со смартфонов и планшетов. Наиболее активны азиатские платежные системы — JCB, UnionPay и Alipay. Доля мобильных оплат от их оборота составила 54, 31 и 44% соответственно. В европейских системах показатели схожи: 47% платежей Open Invoice (Германия и скандинавские страны) приходится на мобильные устройства. В общеевропейской системе SEPA Direct Debit доля мобильных платежей составляет 22%.


Доля оплат со смартфонов достигла 68% в совокупном обороте мобильных платежей против 32% на планшетах. Самый большой средний чек — у владельцев iPad ($107).


На развитии мобильных продаж сегодня сфокусированы как интернет-гиганты — например, Google, индексирующий мобильные страницы продуктов и оптимизирующий форматы рекламы, так и соцсети. Instagram, Facebook и Pinterest развивают мобильные приложения и разрабатывают сценарии увеличения затрат на мобильную коммерцию. Дополнительным каналом станут мессенджеры, где уже есть страницы брендов, системы оплаты и возможность отслеживания заказов.

Поделиться с друзьями
ASTERA