Экспансия как стратегия

Прошлый год для российского ритейла выдался непростым: результаты у многих участников рынка весьма скромные, а порой даже плачевные. Компании вынуждены сокращать торговые площади, а то и вовсе уходить с рынка.


И продавцам, и покупателям кризис диктует свои правила игры. Благосостояние граждан неуклонно снижается. Так, согласно данным Росстата, в 2015 году в России число россиян с доходами ниже прожиточного минимума увеличилось на 2,3 миллиона человек. Потребители сокращают расходы, отказываясь от дорогих продуктов, поездок, затратных подарков.


Если в продуктовом ретейле картина меняется не так резко (ведь совсем без продуктов нельзя), то с непродовольственными товарами дела обстоят намного хуже — большинству россиян пришлось отказаться от тех или иных традиционных покупок. В результате оборот непродовольственного ретейла с января по ноябрь 2015 года упал на 9,7 процента, за ноябрь — на 15.


Пострадал даже самый стабильный сегмент — электроники и бытовой техники. За 9 месяцев 2015 года продажи в единицах упали там на четверть. А цены, по данным компании GfK, с января по сентябрь выросли на 19 процентов. Причем рынок электроники падал даже в канун новогодних праздников.


«Если в 2014 году рынок бытовой техники в денежном выражении в России вырос примерно на 8 процентов, то по итогам 2015-го показал снижение примерно на 20-25 процентов. Основная причина — падение спроса со стороны массового потребителя, ведь почти на столько же снизились реальные начисленные зарплаты в России за год, на 15 процентов. Прибавьте к этому ослабление курса рубля на 50 процентов», — объясняет генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов.


Падение спроса заметно отразилось на финансовом положении продавцов. Многим пришлось подстраиваться под изменившуюся рыночную картину — оптимизировать затраты, сокращать площади, отказываться от нерентабельных торговых точек. Так, интернет-магазин Enter осенью закрыл весь свой офлайновый бизнес. Кое-кто вообще не пережил этот год: ушли с рынка сети бытовой техники и электроники «Телемакс», «Белый ветер», «Киберри», а также сеть косметики и бытовой химии «Ол!Гуд».


«Разумеется, снижение затрат на первичные нужды не сулит никаких сверхприбылей продавцам электронной техники, — говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. — После рекордного для всех без исключения продавцов электроники всплеска продаж в конце 2014 года население лишилось свободных средств, и рынок бытовой техники в 2015 году просел до 1,159 триллиона рублей и, по нашим ожиданиям в этом году продолжит просадку».

Разнообразие в большом и малом


Впрочем, расхожая фраза о том, что кризис — это не только потери, но и возможности, и на этот раз оказалась точной: некоторые участники рынка так перестроили свой бизнес, что сумели не просто выжить, но и улучшить показатели. Так, в сети «Эльдорадо» сообщили, что именно 2015-й стал годом рекордной экспансии сети по всей России. О том, как в нынешних весьма сложных для продаж экономических условиях «Эльдорадо» удается чувствовать себя уверенно рассказал «Ленте.ру» генеральный директор ритейлера — Ондржей Фридрих


По его словам, оборот «Эльдорадо» по итогам 2015 года с учетом НДС достиг 117 490 миллионов рублей. Вместе с продажами выросла и рыночная доля компании, превысив 9 процентов. Наряду с другими показателями, это свидетельствует о позитивной динамике развития сети.


«Весь год мы внимательно следили за потребительскими настроениями по всей стране, старались идти в ногу со временем. Мы еще раз убедились в том, что универсальный рецепт в непростые для рынка времена состоит в гибком ценообразовании с ориентацией на всех игроков, активном развитии онлайн-направления и обязательной обратной связи с потребителями», — рассказывает Фридрих.


В прошлом году сеть открыла 41 магазин и переформатировала 4 магазина, то есть, по сути, было запущено 45 новых торговых точек в 37 городах. Торговые площади компании увеличились на 42 196 квадратных метра. Хотя из запланированного сделать удалось не все: в компании рассчитывали открыть 50 магазинов, но не достигли этого показателя, поскольку не все торговые центры были сданы девелоперами вовремя.


Сеть расширяется и в 2016-м. «Причем, помимо традиционных для мегаполисов гипермаркетов бытовой и электронной техники, в небольших городах с населением от 50 тысяч человек мы открываем магазины в формате универмагов», — отмечает генеральный директор «Эльдорадо». Там, помимо техники, люди могут приобрести товары для сада и огорода, ремонта, а также детские товары. «Мы рады, что такие универмаги сразу завоевывают популярность у жителей небольших городов. Кроме того, важно, что наша экспансия в прошлом году шла и в онлайне, ведь каждый магазин сети — это еще и пункт выдачи интернет-магазина для тех покупателей, которые предпочитают самовывоз», — говорит Фридрих.
Онлайн-выход


Если кто и выигрывает от кризиса и снижения покупательной способности, то это онлайн-торговцы. И в «Эльдорадо» это быстро поняли. Из-за подорожания товаров в магазинах все больше потребителей предпочитают делать покупки в интернете, где зачастую дешевле. По данным исследования Gfk и «Яндекс.Маркета», за 10 месяцев 2015 года онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли на 54 процента по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а бытовой техники — на 13 процентов.


Эксперт «Алор Брокер» ожидает, что продавцы электроники продолжат развивать интернет-торговлю, тем более что вскоре содержание больших торговых помещений и большого штата продавцов-консультантов может стать нецелесообразным, и некоторые сети уже переходят на формат работы небольшого демонстрационного зала и выдачу заказов со склада. «В целом продажи ретейлеров через интернет в 2015 году показали 30-40 процентов роста», — констатирует аналитик. По его словам, участие в акциях, развитие интернет-магазинов и подстраивание под интересы потребителя поможет выжить ретейлу в эти непростые времена. В целом же рынок перейдет от просадки к росту через два-три года, считает эксперт.


По итогам прошлого года онлайн-продажи «Эльдорадо» составили 16 856 миллионов рублей (с НДС). В общей структуре оборота компании на долю этого сегмента пришлось более 15 процентов, и самый впечатляющий показатель в отрасли. «В результате мы увеличили свою долю рынка в этой сфере. Трафик на наш сайт вырос. А сопоставимые продажи в онлайн-направлении повысились на 17,1 процента», — говорит гендиректор компании. По его словам, в нынешнее непростое время следует следить не только за бизнес-показателями. Не менее важны и симпатии потребителей. «Хочу обратить внимание и на рейтинг «Яндекс.Маркета», который составляется совместно с GFK. Он показывает, что у 57 процентов опрошенных россиян имеются любимые интернет-магазины, и «Эльдорадо» — в числе бесспорных лидеров», — отметил Фридрих. Тем более что каждый магазин сети — это еще и пункт выдачи интернет-магазина для покупателей, предпочитающих самовывоз.


Выйдя на рынок и достаточно долго развиваясь в секторе бытовой и электронной техники, «Эльдорадо» в последнее время расширяет не только каналы продаж, но и линейку товарных категорий.


«Это еще одно направление нашей стратегии развития. В 2015 году ассортимент сети пополнился товарами для детей и мам, для дома и сада, для ремонта. Мы сознательно идем по пути мультикатегорийного ретейлера — как в розничных магазинах, так и онлайн», — рассказывает гендиректор сети.

По итогам прошлого года объем продаж в новых категориях товаров составил в штуках 20 процентов от общего объема реализации товаров в онлайн-сегменте. «С учетом одновременной активной экспансии в регионы это и дало хороший результат, поскольку мы смогли удовлетворить спрос людей в небольших городах на разные товары. Недавно к уже существующим категориям мы добавили домашний декор, парфюмерию и косметику, корма для животных, а в ближайшее время появятся аксессуары для путешествий и кое-что другое. Кроме того, мы активно предлагаем покупателям готовые решения. К примеру, открываем в своих магазинах по всей стране кухонные студии», — поясняет гендиректор компании.


В компании считают, что 2016 год откроет новые возможности для дальнейшего наращивания доли на рынке. Планы у «Эльдорадо» масштабные, несмотря на кризис. Ретейлер, в частности, намерен продолжить активную экспансию и открыть еще 50 новых магазинов. «Мы отдаем себе отчет в том, что этот год будет непростым — стабилизации на валютном рынке не видно, что влияет на закупочные, а, значит, и отпускные цены. Со своей стороны мы не прекратим проводить выгодные для покупателей промо-акции, развивать полюбившуюся многим нашим клиентам программу «110 процентов уверенности в цене»» — сообщил Ондржей Фридрих, пообещав сдерживать рост цен в своих магазинах, тем более что в прошлом подобный опыт был успешным.

Поделиться с друзьями
ASTERA