Единство стало нам близко

В преддверии 4 ноября ВЦИОМ выяснил, что это понятие не чуждо нашему народу.

Чувство единства среди российского народа сегодня сильно как никогда в последние годы. По данным ВЦИОМ, с 2012 по 2015 год доля опрошенных, согласных с тем, что в России есть народное единство, выросла с 23% до 54%. У молодежи (60% от 18 до 24 лет) и обучавшихся в вузах (57%) это чувство сильнее, чем у пожилых (51% старше 60 лет) и малообразованных (46%).

Ощущение сплоченности народа прежде всего объясняют тем, что жители страны всегда объединяются в трудные минуты (18%). Чаще стали отмечать, что единство заложено в нашем менталитете (с 4% в 2014 году до 13% в 2015 году), большинство поддерживает политический курс лидера страны (с 3% в 2014 до 9% в 2015). И, напротив, реже сегодня в качестве объединяющих факторов указывают мирное сосуществование наций между собой (с 22% в 2012 до 9% в 2015) и стремление к взаимопомощи (с 15% до 7%).

Доля тех, кто не чувствуют единения людей, в настоящее время составляет 35% (с 56% в 2012 году). Главным разъединяющим фактором называют человеческий эгоизм (32% от тех, кто считает, что в России нет народного единства), однако с 2012 года эта доля снизилась (с 39%). Также отмечают, что единение невозможно в стране, где столь велика разница между доходами богатых и бедных (10%), политические силы не способствуют или даже мешают объединению (10%), общество многонационально (9%).

«Данные опроса подтверждают общий тренд — консолидацию общества перед лицом внешних и внутренних вызовов. В такие моменты на первый план выступает национальная идентичность, понятия «мы», «наше», а не внутренние различия и границы. Происходит эффект социального сжатия вокруг идеи или политической повестки. Если 2012 год знаменовался сильными общественными размежеваниями, то сегодня мы видим принципиально иную ситуацию. В этой связи можно предположить, что воспринимаемый ранее как формальный и не слишком мотивированный праздник народного единства будет постепенно получать эмоциональное наполнение», — прокомментировал Алексей Фирсов, директор по коммуникациям ВЦИОМ.

ASTERA