Доминирование проприетарных систем и устройств тормозит российский рынок подключенных автомобилей

По прогнозам PwC, объем мирового рынка подключенных автомобилей в денежном выражении в ближайшие 5 лет вырастет более чем в три раза и к 2021 г. превысит 122 млрд евро. Крупнейшими сегментами рынка останутся системы обеспечения безопасности (40% рынка), автономного вождения (32%) и информационно-развлекательных услуг (11%). На долю управления мобильностью придется 5%, управления транспортными средствами — 6%, на решения для контроля состояния водителя — 6%.

В большинстве развитых стран, а также в России и Китае реализуются долгосрочные инициативы в области подключенных и беспилотных транспортных средств, интеллектуальной транспортной инфраструктуры. В частности, бюджет программы Connected Car в США составит 4 млрд долларов на 10 лет. В России часть проектов по модернизации транспортной инфраструктуры приурочена к проведению чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году. Кроме того, разрабатывается инициатива «АвтоНэт», в рамках которой к 2018 году в автомобилях российского производства планируется внедрение систем помощи водителю (ADAS), а к 2035 году — достижение полной автономности транспортных средств.

Высокая степень проникновения услуг мобильного Интернета и, в перспективе, развитие новых технологий, в том числе 5G, дает импульс к дальнейшему развитию концепции Connected Car. С другой стороны, доминирование проприетарных систем и устройств является существенным тормозом российского рынка подключенных автомобилей, считают эксперты Json & Partners Consulting.

Рынок подключенных автомобилей в России все еще находится на этапе своего становления и существенно отстает от рынков развитых стран (за исключением отдельных сегментов типа мониторинга и управления автопарком). Оптимистичные прогнозы в отдельных сегментах российского рынка (например, умное страхование, «Эра-ГЛОНАСС») пока не подтвердились реальными показателями, а возможное расширение ряда «непопулярных» проектов (прежде всего «Платон») может вызвать очередной виток социальной напряженности и поэтому с большой долей вероятности не будет принято в ближайшие год-два.

В 2015 году объем рынка страхования КАСКО снизился на 14,3 %, в 2016 году этот сегмент продолжит сокращаться, что связано с сокращением продаж автомобилей и отказом части автовладельцев от приобретения страхового полиса по возросшей цене. Предполагалось, что для поддержания интереса к КАСКО страховщики, в частности, будут усиленно продвигать продукты с использованием телематических устройств, которые позволят снизить стоимость страховой защиты. Однако рынок страховой телематики в 2016 году не показал прогнозируемого взрывного роста, и доля умных полисов в общих продажах полисов КАСКО осталась на уровне около 1%. Сдерживающим фактором развития КАСКО с телематикой является высокая стоимость установки и использования устройств, которая составляет порядка 10-15 % от стоимости полиса.

Еще в 2014 году высказывались мнения, что умное страхование было бы логичнее реализовать не на базе отдельного устройства, а на основе бортового терминала «Эра-ГЛОНАСС» с доработанным программным обеспечением, при этом услуга могла бы стать дешевле как минимум на стоимость отдельного устройства. Одним из коммерческих сервисов, запущенных на базе «Эра-ГЛОНАСС», является «Эра Транзит» — система контроля за сохранностью грузов и соблюдением маршрута перевозки. В перспективе планируется реализовать сервис «Эра Помощь на дороге». Очевидно, что массовой услуга «Эра-ГЛОНАСС» может стать только за счет ее востребованности в сегменте частных пользователей. В условиях значительного сокращения роста продаж новых автомобилей в России рынок подключенных к «Эра-ГЛОНАСС» автомобилей мог бы вырасти за счет вторичного рынка подержанных автомобилей, на которые можно было бы устанавливать соответствующее оборудование. Однако сертифицированные центры по установке таких терминалов будут массово доступны в России только с середины 2017 года.

Таким образом, к концу 2016 года доля установленных терминалов «Эра-ГЛОНАСС» в новых автомобилях остается незначительной, а на вторичном рынке такие терминалы практически отсутствуют. Всего за 10 месяцев 2016 года было продано 42,5 тыс. автомобилей с предустановленной системой «Эра-ГЛОНАСС».

Концепция подключенного автомобиля в России реализуется в основном в рамках крупных государственных проектов («Эра-ГЛОНАСС», «Платон» и пр.). При этом основным препятствием для более динамичного развития рынка являются закрытые платформы и решения, несовместимые между собой. Одним из вариантов решения проблем внедрения IoT на транспорте могли бы стать единые платформы по управлению грузовыми и пассажирскими перевозками. Создание таких систем могло бы привести к снижению стоимости перевозок и повышению их качества.

Поделиться с друзьями
ASTERA