Доменные зоны .moscow и «.москва» не оправдали ожиданий

Новые доменные зоны в интернете, созданные российскими компаниями и организациями не оправдывают ожиданий. В доменных зонах .moscow и «.москва», «.дети» и др. заметно меньше сайтов, чем ожидали их создатели.


Фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета — создатель доменов .moscow и «.москва» — планировал, что за год после старта свободной регистрации в обоих зонах должно быть зарегистрировано 300 тыс. доменов. Свободная регистрация доменов в этих зонах началась в июне 2014 года. На стартовавшей в Ереване конференции администраторов и регистраторов стран СНГ, Центральной и Восточной Европы TLDCON представители фонда сообщили, что в зоне «.москва» зарегистрировано чуть больше 24,5 тыс. доменов, а в зоне .moscow — чуть более 26,3 тыс. Расхождение с ожиданиями почти в пять раз.


Председатель правления фонда Дмитрий Бурков рассказал, что ожидания по всей программе новых доменных имен верхнего уровня не оправдались. Впрочем, он полагает, что ситуация с московскими зонами еще может улучшиться.


— Как только департамент информационных технологий Москвы начнет использовать новые доменные имена в рекламе, регистраций станет больше, — говорит Бурков. — Сейчас .moscow и «.москва», если считать их за одну зону, занимают четвертое место в мире по количеству регистраций в новых доменах. У домена Нью-Йорка (.nyc) более 83 тыс., у Берлина (.berlin) и у Лондона (.london) — 68 тыс. При этом рост зон .moscow и «.москва» продолжается.


В октябре 2014 года фонд «Разумный интернет» запустил свободную регистрацию в зоне «.дети». Возможность получить домен здесь дают только тем, кто будет делать сайт детской направленности. Весь контент, который размещается в этом домене, мониторится. Представитель фонда «Разумный интернет» Денис Жилин рассказал на TLDCON, что сегодня в зоне Ru и «РФ» порядка 5,7 млн доменов, из них 94 тыс. (1,6%) — сайтов детской тематики. По плану в течение 3 лет должно быть зарегистрировано порядка 10 тыс. доменов «.дети». За год зарегистрировано всего 1339 доменов.


— Спрос на такие сайты не велик. Детские ресурсы создаются по остаточному принципу. Перевес в Рунете — у взрослой аудитории. При этом все сайты в зоне соответствуют миссии домена, — объясняет «Известиям» Жилин. — Корректировать план я бы не стал. У нас намечена большая маркетинговая работа, и я уверен, что достичь заявленной цифры в 10 тыс. доменов мы сможем.


В марте 2015 года для свободной регистрации была запущенна доменная зона .tatar. По планам за 2 года здесь должно быть зарегистрировано 90 тыс. доменов. За полгода их появилось 1082. Представитель Координационного центра регионального домена Республики Татарстан (КЦРТ), которая запустила данную доменную зону, не смог оперативно предоставить комментарий.


В декабре 2014 года свою доменную зону .gdn получил ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС, в 2009–2012 годах — федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности). На зону .gdn претендовала также газета The Guardian. Претенденты могли бы договориться о совместном владении или устроить закрытый аукцион. Но The Guardian уступила домен российской компании. В итоге судьба домена до сих пор неизвестна. Официальный представитель МТС (владеет 89,53% акций НИС ГЛОНАСС через «дочку» — ОАО МГТС) Дмитрий Солодовников сообщил «Известиям», что пока решения об использовании этого домена у компании нет.


Доменную зону .Yandex в июле 2014 года получила для своих нужд компания «Яндекс». Она будет владельцем этой зоны и регистратурой — органом, устанавливающим правила регистрации в ней. Техническим ведением реестра зарегистрированных доменов «Яндекс» заниматься не будет. «Известия» выяснили, что вести реестр будет вашингтонская фирма NeuStar Inc, администратор зоны .us.


— Нужно быть очень внимательными в разработке стратегии зоны, — рассказывает Михаил Якушев, вице-президент корпорации ICANN (международная некоммерческая организация, занимается регулированием вопросов, связанных с доменными именами, IP-адресами и т.д.). — Были организации, которые от доменов вовремя отказались. Попросили, но передумали — например, Фонд «Сколково».


По словам Якушева, в России есть регионы, которые хотят создать собственную доменную зону, но вместо буквенного обозначения хотят набор цифр — например, тот, что указан на автомобильных госномерах региона.


Доменный брокер Павел Гросс-Днепров скептически настроен по отношению к новым доменным зонам и думает, что они проживут недолго.


— Они никому не нужны. Эти зоны не пользуются спросом у потребителей. Люди привыкли к удобству во всем. Зона — своего рода тоже удобство, — говорит Гросс-Днепров. — Человек может запомнить название, но окончание наберет .ru. Компании должны это понимать. Это важно для бизнеса. Новые зоны, к сожалению, умрут и останутся географические домены — .ru, .fr , .it и т.д. Ну и, конечно, международные типа .com.


В 2011 году ICANN приняла решение о резком увеличении количества доменов в интернете. В традиционных зонах — .com, .net, .ru и пр. — осталось не так много незанятых коротких и осмысленных названий. ICANN открыла прием заявок от организаций, желающих стать администраторами новых доменов. Стоимость — около $185 тыс. В итоге ICANN получила 1,9 тыс. заявок на 1,4 тыс. доменов. Заявки подавали в том числе и российские компании — начали работать, например, .moscow, «.москва», «.рус», «.дети», «.онлайн», .yandex и др.

Поделиться с друзьями
ASTERA