«Давайте будем честными — не импортозамещение, а «импортоподлог»»

Павел Чернобров, компания ATLEXИнтервью с Павлом Чернобровом, директором по развитию бизнеса компании Atlex.

— Как вы оцениваете темпы развития российского ИТ-рынка по вертикальным и горизонтальным сегментам в текущем году?

— Прежде всего, я не вижу принципиальной разницы в ИТ-подходах к различным сегментам рынка. За последние два года — 2015 и 2016 — объем российского рынка ИТ-услуг в рублях вырос на 4,7% и 3,6% соответственно. Можно было бы сказать, что мы и дальше ожидаем роста, и порадоваться. Но давайте будем реалистами: нам в большей степени интересен мировой уровень. А в долларах США рынок сократился на 34,0% и 5,3%, и это неудовлетворительный результат.

— Какие ключевые тенденции, по вашему мнению, определяют развитие российского ИТ-рынка на данный момент?

— На развитие ИТ-рынка больше всего влияет законодательная база. И сегодня, к сожалению, это влияние чаще негативное.

Согласно результатам исследования, проведенного британской аудиторско-консалтинговой компании EY, частые изменения в нормативно-правовом поле вызывают беспокойство 77% иностранных инвесторов. Компании выступают за введение моратория на разработку и вступление в силу новых законодательных инициатив, существенно меняющих условия ведения бизнеса в России. Вмешательство государства в ИТ-отрасль, в частности недавно принятые закон о персональных данных и “пакет Яровой”, продолжает тормозить развитие бизнеса.

Есть и положительная динамика. Сегодня все больше предприятий передают администрирование своей ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг сервисным компаниям. Информационные технологии стремительно развиваются, их роль в бизнесе возрастает, и руководители ИТ-отделов понимают, что компетенций собственных специалистов уже недостаточно. Самостоятельно обслуживать инфраструктуру становится невыгодно.

Предположим, у нас есть логистическая компания. Производственные процессы в ней преимущественно автоматизированы. Фирма быстро развивается, соответственно, растет количество данных, а значит — нагрузка на сервера. В определенный момент становится понятно, что нет смысла бесконечно увеличивать количество арендуемого или закупаемого “железа”. Экономически эффективнее мигрировать в облако, чтобы иметь возможность быстро масштабироваться без увеличения капитальных затрат. Но системные администраторы логистической компании, скорее всего, являются воспитанниками старой школы, никогда не работали с клаудом и не очень хотят. Между тем, кто-то должен его администрировать. Если ваши админы отличаются лояльностью, приспособляемостью и, приходя в офис, не забывают переобуться и повесить нимб на вешалку, стоит постоянно инвестировать в повышение их квалификации. Но тогда есть шанс превратиться в ИТ-компанию, а основной бизнес в нашем примере логистический. Технологии развиваются с бешеной скоростью, и уже через год полученные сегодня специалистами знания потеряют свою актуальность, значит администраторов снова придется переобучать, тратить время и деньги, тогда как облако нужно было построить еще вчера. Есть ли необходимость тратить свои ресурсы на развитие непрофильных внутренних компетенций, вместо того, чтобы сфокусироваться на профильных задачах? В большинстве случаев ответ очевиден. Так приходит понимание модели IaaS (инфраструктура как сервис).

— Каковы позиции вашей компании на рынке на сегодняшний день? Есть ли стратегия развития в контексте текущей ситуации на российском рынке ИТ и в перспективе 3-5 лет?

— Стратегия у нас, конечно, есть, но большинство компаний могут строить даже краткосрочные планы только в общих чертах. Потому что никто не знает, как будет выглядеть наше стремительно меняющееся законодательство завтра. А ведь от этого напрямую зависит, какая услуга на ИТ-рынке будет востребована.

Сложно давать какие-либо долгосрочные прогнозы по рынку. Могу предположить, что, скорее всего, контроль со стороны органов законодательной власти будет усиливаться. В перспективе для рынка это не несет ничего хорошего.

— Наблюдаете ли вы в текущем году результаты курса на импортозамещение? Какие проекты в сфере импортозамещения вам кажутся наиболее перспективными?

— Давайте будем честными — не импортозамещение, а “импортоподлог”. Я наблюдаю ситуацию, когда российские компании создают формальные юридические лица в тандеме с нашими западными коллегами и выпускают импортное программное обеспечение и оборудование под видом отечественных разработок.

Или по-другому — компания берет импортное “железо”, добавляет в модель сервера один болт, упаковывает в другую коробку и называет это российским продуктом.

Для особо недоверчивых есть и третий сценарий — можно в России собрать сервер, используя импортные комплектующие. Продукт вроде бы отечественный, а то, что процессоры разработаны в Китае или в Америке — это ничего страшного.

Абсурдно. На мой взгляд, вместо того, чтобы запрещать использовать продукты, произведенные нашими западными коллегами, надо сфокусироваться на поддержке отечественных перспективных разработок. Например, оказывать адресную помощь конкретным проектам в выбранных отечественных технопарках.

— Каким образом ИТ-рынок реагирует на цифровую трансформацию бизнеса? Изменились ли в связи с этим требования к продуктам?

— Корпоративные клиенты стремятся максимально оперативно перевести бизнес-процессы в цифровой вид, поскольку от этого напрямую зависит конкурентоспособность компании. Но мы можем сказать, что это отчасти вынужденная мера, так как вместе с тем увеличивается и зависимость бизнеса от работоспособности ИТ-инфраструктуры.

Меняются требования к провайдерам, оказываемым услугам и продуктам. Заказчики стали больше внимания уделять вопросам надежности и безопасности применяемых технологий и, как следствие, бесперебойности работы инфраструктуры. Поэтому сегодня без SLA (соглашение об уровне сервиса) никуда.

— Какие отрасли экономики, по вашему мнению, недостаточно активно применяют цифровые технологии, где вы видите возможности для развития?

— Государственный сектор. Конечно, работа в этом направлении ведется, но я считаю, что пришло время принимать радикальные меры: надо запретить госучреждениям оформлять оказание услуг с помощью бумажных носителей. Все должно быть переведено в электронный вид принудительно, иначе этот процесс будет длиться вечно. К тому же, необходимо создать рейтинги государственных органов по аналогии с рейтингами Uber и "Яндекс.Такси", чтобы граждане самостоятельно могли оценить эффективность работы ведомств.

— Каким будет для российского ИТ-рынка 2017 год?

— Перед ИТ-компаниями стоит задача совершенствовать технологии, которые уже применяются, — от облаков до Интернета вещей. И это те решения, которые сейчас востребованы бизнесом, поскольку компании заинтересованы в повышении эффективности использования инфраструктуры, сокращении расходов на ее обслуживание, в целом оптимизации бизнес-процессов. Существующие на рынке предложения могут удовлетворить такие потребности корпоративных клиентов.

Это значит, что 2017 — это год модернизирования технологий и, условно, “работы над ошибками”. Годом инновационным я бы его не назвал.

Поделиться с друзьями
ASTERA