Booking.com забронировал дата-центр

Американский онлайн-сервис Booking.com договорился с компанией IXcellerate о хранении персональных данных граждан РФ, сообщил «Ъ» источник на телекоммуникационном рынке и подтвердил менеджер, знакомый с ситуацией. «Booking.com будет хранить паспортные данные людей, которые бронируют отели, а также данные их банковских карт, которые люди оставляют при заказе услуг»,- пояснил один из собеседников «Ъ». Управляющий директор IXcellerate Дмитрий Фокин отказался комментировать эту информацию. Представитель Booking.com не ответил на вопросы «Ъ» о партнерстве с IXcellerate.


Booking.com еще в июне обещал соответствовать новому закону, требующему от операторов персональных данных с 1 сентября хранить их в России. «Насколько мы понимаем, этот закон не повлияет на наши отношения с бизнес-партнерами и клиентами в России. Когда закон вступит в силу, никаких изменений с точки зрения поддержки клиентов не будет»,- сообщал «Ъ» представитель Booking.com в июне.


Booking.com — один из самых популярных туристических сайтов в России. По данным ComScore, в январе 2015 года его посетили 3,3 млн уникальных посетителей из РФ, что на 9,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Штаб-квартира Booking.com находится в Нидерландах, компания входит в американский интернет-холдинг Priceline. Booking.com предлагает размещение более чем в 600 тыс. отелей в 200 странах. В России у Booking.com есть представительство — ООО «Букинг.ком Русиа». По данным kartoteka.ru, в 2013 году выручка ООО составила 181 млн руб., чистая прибыль — 13,5 млн руб. (результаты по 2014 году не опубликованы). По итогам минувшего года выручка Priceline составила $8,4 млрд, что на 24,3% выше аналогичного периода прошлого года. Чистая прибыль выросла на 32,7%, до $7,58 млрд.


Британская IXcellerate создана Гаем Вилнером (основатель и бывший СЕО IXEurope), Давидом Колоном и Клифом Гаунтлеттом (в начале 2000-х работал в России и занимал, в частности, должность старшего вице-президента «Голден Телекома», который впоследствии был приобретен «Вымпелкомом»). Вместе они контролировали 80% акций компании. IXcellerate владеет дата-центром стандарта TIER3 в Москве на Алтуфьевском шоссе площадью 6,2 тыс. кв. м. В 2012 году акционером компании стала IFC, которая инвестировала $2,6 млн, хотя ранее IFC планировала вложить $15 млн и предоставить компании кредит в сумме до $35 млн. В 2014 году IXcellerate объявила о появлении нового инвестора — японской группы Sumitomo Group. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что недавно Sumitomo предоставила IXcellerate $4 млн, завершив раунд инвестиций на $12 млн. В Sumitomo и IXcellerate эти цифры не комментируют.


По словам управляющего директора IXcellerate Дмитрия Фокина, на текущий момент инвесторы и кредиторы вложили несколько десятков миллионов долларов. Компания разрабатывает пятилетнюю стратегию, согласно которой планируется построить еще один крупный дата-центр и несколько дата-центров меньшей площадью в России и СНГ. Где планируется построить объекты, он не раскрывает. «Мы рассматриваем вариант как строительства, так и покупки готовых дата-центров уровня TIER3»,- сказал Дмитрий Фокин. Ожидаемый объем инвестпрограммы IXcellerate составляет $100-150 млн. «Эти деньги мы рассчитываем получить как от текущих, так и от новых инвесторов»,- сказал Дмитрий Фокин. Он не раскрыл, с кем велись переговоры, отметив, что потенциально интересным партнером мог бы быть Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). В пресс-службе РФПИ не ответили на вопрос об интересе к IXcellerate.


Рынок коммерческих дата-центров в России управляющий директор IXcellerate оценивает в 15 тыс. стоек и $500 млн. В России данные хранят лишь 30% отечественных операторов персональных данных, остальным 70% компаний придется переносить базы из-за границы, говорит Дмитрий Фокин. Только за счет локализации рынок центра обмена данными в РФ вырастет до $1,75-2 млрд плюс будет органический рост, прогнозирует он.


«У IXcellerate весьма неплохие отношения с чиновниками. Возможно, иностранным компаниям будут рекомендовать размещать данные граждан именно в этом дата-центре»,- считает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. О планах локализации персональных данных с 1 сентября своих российских клиентов заявлял ряд крупных иностранных игроков: eBay, AliExpress, Lenovo, Uber. Менеджер, знакомый с бизнесом Uber, ожидает, что перенос данных российских клиентов из-за границы в РФ будет стоить компании несколько миллионов долларов. В то же время, по данным опроса РАЭК, в котором участвовали 40 российских и иностранных интернет-компаний, 19% игроков пока не готовы исполнять закон из-за технических сложностей и непредвиденных расходов.

Поделиться с друзьями
ASTERA