Бизнес попросил не приравнивать блогеров к новостным агрегаторам

Интернет-компании направили в профильный комитет Госдумы предложения по изменению законопроекта о новостных агрегаторах.

Интернет-компании направили в профильный комитет Госдумы предложения по изменению законопроекта о новостных агрегаторах. Текущая редакция была принята в первом чтении 19 апреля и вызвала массу споров.


​​Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), объединяющая более ста крупнейших игроков интернет-рынка, подготовила предложения к законопроекту о новостных агрегаторах, сообщила РБК представитель ассоциации Екатерина Воробьева.


РАЭК предлагает уточнить понятие «владелец новостного агрегатора», которое в законопроекте «определено слишком широко». В результате под определение могут подпасть интернет-сервисы, которые никакого отношения к новостным агрегаторам не имеют, — социальные сети, мессенджеры, поиск и так далее.


Ассоциация также предлагает дополнить законопроект положением о том, что помимо СМИ новостными агрегаторами не являются блогеры и операторы поисковиков, которые позволяют пользователям искать информацию в интернете. Формулировку «новостная информация» РАЭК предлагает заменить другой — «сообщения о новостях дня», — которая уже есть в действующем законодательстве (пп.4 п.6 ст.1259 ГК РФ).

Еще одно предложение — исключить из законопроекта пункт, согласно которому​ за информацию, распространяемую новостным агрегатором, ответственность несет его владелец, ​даже если это дословное цитирование СМИ. По мнению авторов поправок, это должно устранить дисбаланс в отношении ответственности агрегаторов.


Если требования к агрегаторам будут изменены в новом законопроекте, это устранит «неравные, ущемляющие условия для российских компаний по сравнению с иностранными, а также положения, которые могут привести к ограничению иностранных инвестиций», считают в РАЭК. Кроме того, ассоциация предлагает уточнить содержание предписания, направляемого ​Роскомнадзором владельцу новостного агрегатора, а также категорию информации, которую должен хранить владелец новостного агрегатора, и так далее.


Изменения в закон «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и КоАП, регулирующие работу новостных агрегаторов, были внесены в Госдуму в феврале 2016 года депутатами от комитета по информационной политике Алексеем Казаковым и Александром Ющенко. Авторы инициативы хотели обязать новостные агрегаторы проверять распространяемую информацию, следить за тем, чтобы в СМИ не появлялось экстремистских материалов, и по запросу Роскомнадзора ограничивать доступ читателей к информации, в случае если та нарушает законодательство. На агрегаторы предлагалось также распространить ограничение по участию иностранного капитала, действующее для СМИ с 2016 года, — 20%. За неисполнение этих требований агрегаторам грозят штрафы от 100–200 тыс. до 5 млн руб.


19 апреля законопроект был принят в первом чтении. При этом комитет по информационной политике в своем заключении высказался против предложения возложить на агрегаторов ответственность за распространяемую информацию: по закону о СМИ, журналисты и так обязаны проверять достоверность публикуемой информации. Комитет также рекомендовал ко второму чтению уточнить в законопроекте понятие новостного агрегатора.


Представители отрасли и ранее критиковали текущую версию законопроекта. В частности, в отзыве «Яндекса» юристы компании обращали внимание на размытость определения новостного агрегатора. В Mail.Ru Group также отмечали, что термин «может быть применен практически к любому интернет-сервису, включая мессенджеры, соцсети, поиск и прочее». Ограничения иностранного капитала в «Яндексе» назвали чрезмерными и носящими «запретительный характер» для большинства российских компаний, а представитель Mail.Ru Group отмечал, что, «по сути, это означает ограничение на инвестиции в российский интернет».


Законопроект направлен против одной компании — «Яндекса», отметил в разговоре с РБК менеджер крупной российской интернет-компании. По его словам, для всех остальных игроков на рынке, у которых агрегаторы не имеют столь большого трафика, этот законопроект не представляет большой угрозы. Все, кроме «Яндекса», просто изменят структуру владения новостным сервисом, например перерегистрируют его на российского гражданина, чтобы обойти норму о запрете иностранного владения более 20%, считает собеседник РБК.

ASTERA