Big Data — ложный путь или огромная возможность?

В Москве прошла 5-я международная социологическая Грушинская конференция «Большая социология: расширение пространства данных». Нынешняя конференция стала самой многочисленной за все годы проведения.


Открылось мероприятие пленарным заседанием на тему «Большая социология: интеграция новых данных и экспансия в междисциплинарность», ключевой вопрос повестки: как интегрировать «большие данные» (Big Data) в социологию. В своем вступительном слове Валерий Федоров сформулировал его так: «как социология может ответить на вызов последних 5-7 лет, когда данные превратились в обильные и полноводные, вышли из берегов?».

Любопытно, что до начала конференции 37% опрошенных участников сообщили, что плохо себе представляют или вовсе не знают, что такое «большие данные», а в своей работе их уже использовали только 13%.

Интерес к Big Data все более очевиден не только в исследовательском секторе, но и в коммерческих проектах. По словам Александра Демидова, «большие данные – это большие перспективы, они могут определить судьбу маркетинговых исследований в ближайшем будущем».

Для социологов, маркетологов, консалтеров, госслужащих уже скопился огромный массив данных. Big Data активно используется в панелях OMI, IBM, «Яндекс». Так, по результатам применения панели OMI выяснилось, что по онлайн-поведению пользователей интернета можно, не задавая вопросов, узнать их пол, возраст, место проживания, жизненные события, интересы, и даже предугадать некоторую последовательность действий за пределами сети.

Новым трендом опросных технологий и одним из приоритетных направлений развития крупных исследовательских компаний становится «планшетизация». Еженедельное исследование «Омнибус ВЦИОМ» уже проводится на планшетах, благодаря чему процесс обработки данных стал более быстрым и качественным. Глава Росстата заявил, что ближайшая микроперепись населения, запланированная на октябрь 2015 года, пройдет с применением планшетов. Александр Суринов пояснил, что видя большую бумажную анкету, респондент теряется и чаще отказывается от участия в опросе, а переход на новые технологии позволяет минимизировать эти риски.

На мастер-классе на тему «SMS-интервью vs. голосовое интервью: результаты экспериментов» американский социолог Фредерик Конрад отметил, что «у этих технологий определенно есть большое будущее. И есть существенное преимущество перед голосовым интервью — у респондентов есть время подумать, они могут ответить спустя какое-то время, а это позволяет получить более качественные ответы».

По мнению Игоря Задорина, большая социология – это прежде всего не большие данные, а большое профессиональное сообщество, мультидисциплинарность и многометодичность.

Поделиться с друзьями
ASTERA