Общественная палата РФ провела всероссийский мониторинг деятельности служб занятости и пришла к выводу, что в большинстве регионов работа центров трудоустройства неэффективна. В результате комиссия ОП подготовила предложения по повышению эффективности работы службы, которые будут направлены в правительство и Совет Федерации. Общественники настаивают на ужесточении законодательства. В частности, они предлагают привлекать к уголовной ответственности работодателей, скрывающих информацию о вакансиях от служб занятости.
По данным Росстата, с февраля по март 2016 года количество безработных выросло на 137 тыс. Но лишь четверть из них обращаются за помощью в центры занятости.
Председатель комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак рассказал «Известиям», что в законодательстве предусмотрено содействие работодателей в обеспечении занятости населения. Однако руководители предприятий часто не сообщают о наличии свободных рабочих мест, за что им грозит лишь незначительный штраф (от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. до 5 тыс. рублей — для юридических). Эксперты объясняют поведение работодателей тем, что им невыгодно работать с центрами занятости — как правило, поиск сотрудников через центры занимает много времени, да и профессиональные качества претендентов вызывают сомнения.
— Отсутствие в службе занятости населения информации о вакантных должностях приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда и росту безработицы. В период экономического кризиса это недопустимо. Поэтому региональные общественные палаты предлагают предусмотреть административную и уголовную ответственность работодателей за неисполнение требований ст. 25 Закона №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части непредставления необходимой информации в службы занятости населения, — сказал Слепак.
По его мнению, штрафы, взысканные с недобросовестных работодателей, нужно направлять на индексацию пособий по безработице.
Минтруд пока не рассматривает возможность ужесточения ответственности для работодателей за непредставление информации о вакансиях.
— Данные вопросы в достаточной степени урегулированы законодательством, — заверили «Известия» в пресс-служба ведомства.
По итогам мониторинга Общественная палата выяснила, что имеющиеся в органах службы занятости вакансии часто не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами и тяжелыми условиями труда.
Эта ситуация характерна и для Москвы. Согласно исследованию, проведенному Институтом управления социальными процессами Высшей школы экономики, 70% жителей столицы обращаются в службу занятости с целью найти подходящую вакансию. Однако качеством предложенных рабочих мест довольны только 30%.
Заместитель заведующего Лабораторией исследования рынка труда ВШЭ Сергей Солнцев рассказал «Известиям», что служба занятости обычно размещает вакансии предприятий, с которыми сотрудничает еще с советских времен, а успешные компании предпочитают работать с рекрутинговыми агентствами.
— Есть такая особенность: компании, как правило, отдают в службу занятости невостребованные вакансии. Привлекательные места работы быстро заполняются, — сказал Солнцев.
По его данным, только четвертая часть россиян, нуждающихся в работе, обращаются в центры занятости.
По данным исследования ВШЭ, сейчас самым эффективным каналом поиска работы жители Москвы считают интернет, на втором месте — друзья и знакомые, на третьем — служба занятости населения. При этом газеты с объявлениями — самый неэффективный канал.
Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров рассказал, что еще 20 лет назад центры занятости играли важную роль в деле содействия в трудоустройстве и поиске персонала. В них стекалась информация о потребностях предприятий в рабочей силе и приходили люди, заинтересованные в трудоустройстве. Другие источники информации о вакансиях и соискателях просто отсутствовали. Однако с появлением бумажных СМИ на тему трудоустройства, а потом и рекрутинговых интернет-ресурсов интерес работодателей и населения к центрам занятости значительно снизился.
— На сегодняшний день центры занятости практически полностью утратили функцию содействия трудоустройству и поиску персонала. Эту задачу гораздо эффективнее решают частные рыночные механизмы, такие как интернет-порталы по поиску работы и некоторые рекрутинговые агентства, — полагает Захаров.
— Служба занятости делает все возможное, несмотря на тяжелые условия работы, — говорит директор института управления социальными процессами ВШЭ Татьяна Четвернина.
Она отметила, что до 1990-х годов служба занятости была всероссийской, получала достойное финансирование, хорошее оборудование и имела возможность обучения персонала. Но сегодня дело обстоит иначе: финансирование сократилось, и служба занятости стала региональной.
По мнению Четверниной, для повышения эффективности работы в центрах занятости населения нужно открыть компьютерные классы, в которых безработные могли бы заниматься самостоятельным поиском работы и напрямую общаться с работодателем, а при необходимости получать консультации.
— Несколько лет назад Минтруд создал портал «Работа в России», который позиционируется как общероссийская база вакансий. Данный ресурс работает не очень эффективно, но это то направление, в котором должна развиваться служба занятости, — полагает Сергей Солнцев.