Безработица не дотянула до госпомощи

На рынке труда растет напряженность, свидетельствует Счетная палата. При этом, подчеркивает она, официальная статистика динамики безработицы не позволяет рассчитывать на дополнительную госпомощь для снижения этой напряженности. В Минтруде подтвердили, что пока дополнительные ассигнования, заложенные в антикризисном плане правительства, на эти цели направлены не будет. Однако официальный уровень безработицы искусственно сдерживается. Об этом говорят и данные самого Минтруда, и исследование столичных центров занятости Института управления социальными процессами, с которыми ознакомились «Известия».


В соответствии с планом правительства на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году во II квартале этого года Минтруд мог использовать дополнительные бюджетные ассигнования в размере 5,5 млрд рублей для обеспечения выплат пособий по безработице. Но это было бы возможно только в случае, если количество безработных выросло до 1,3 млн человек. По последним данным Росстата, по итогам I квартала этот показатель составил 1,1 млн человек. В Минтруде «Известиям» подтвердили, что дополнительных ассигнований не будет.


— На сегодня потребность в выделении дополнительных (зарезервированных) ассигнований на данные выплаты отсутствует. В случае роста численности безработных граждан или недостаточности средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2016 год, Роструду бюджетные ассигнования будут увеличены, — сообщили в ведомстве.


Но Счетная палата полагает, что нужны не просто дополнительные, а системные и комплексные меры, чтобы сгладить влияние кризисных явлений на уровень жизни и занятости населения.


— Продолжающееся в начале текущего года снижение реальных располагаемых доходов населения, реальной начисленной заработной платы на фоне некоторого повышения уровня безработицы и роста численности работников с неполной занятостью свидетельствуют о сохранении напряженности на рынке труда и требуют подготовки мер, направленных на снижение социальной напряженности, — указывает СП.


В частности, ведомство ссылается на данные того же Минтруда, свидетельствующие о росте так называемой скрытой безработицы. В соответствии с ними, подчеркивают в СП, увеличивается количество работников, находящихся в режиме неполной занятости.


— Так, по состоянию на 20 апреля 2016 года суммарная численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, работавших неполное время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, составила 328,7 тыс. человек, что в 1,3 раза превышает уровень неполной занятости в начале года, — отмечает Счетная палата.

Перевод сотрудников на неполную занятость — стандартная схема кризисных времен. Напомним, что в 2008–2009 годах губернаторы, перед которыми ставилась задача сдерживать рост безработицы, оказывали влияние на работодателей, которые вместо сокращений переводили сотрудников на неполную занятость, что является формой скрытой безработицы.


Кроме того, свой вклад в сдерживание официальных показателей безработицы волей или неволей вносят центры занятости населения (ЦНЗ). В прошлом году показательное и первое масштабное исследование их деятельности в Москве провел Институт управления социальными процессами ГУ ВШЭ. Так, указывалось в исследовании, с конца мая прошлого года численность обращений в ЦНЗ выросла более чем в два раза, с 157,2 тыс. до 317 тыс. человек. Примерно в такой же пропорции увеличилось количество граждан, нуждающихся в поиске работы, — с 90,8 тыс. до 185 тыс. человек. При этом, отмечают специалисты ВШЭ, до 2015 года основными клиентам ЦНЗ было занятое население. В конце 2014-го — начале 2015 года произошли изменения, которые повлияли на статистику учета обратившихся в органы ЦНЗ и их структуру. При этом в I полугодии 2015 года ЦНЗ Москвы фактически признали безработными 37% всех обратившихся безработных.


Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы с приведенными данными не согласился, отметив, что авторами некорректно использованы статданные. Однако показательна и та статистика, которую предоставил «Известиям» сам департамент. Например, из нее следует, что из числа незанятых граждан, обратившихся в ЦНЗ в 2015 году, только 23% были зарегистрированы в качестве безработных, а пособие выплачивалось только около 19% от обратившихся.


В Минтруде такие показатели объяснили эффективностью первичного приема в органах службы занятости и оказанием содействия в поиске подходящей работы. Люди, пояснили в ведомстве, трудоустраиваются именно в эти первые 10 дней после обращения. Именно в течение 10 дней принимается решение о признании гражданина безработным в случае, если в этот срок он не смог найти подходящую работу при помощи ЦНЗ.


Однако директор Института управления социальными процессами Татьяна Четвернина говорит о том, что именно в эти 10 дней Центры занятости пытаются за счет различных административных (законных) уловок не поставить человека на учет в качестве безработного. По ее словам, таких уловок несколько — например, человеку предлагают пройти переобучение (в этом случае человек не причисляется к категории безработного).


— Или направляют к работодателю, который не заинтересован в работнике, но не дает официального отказа, без которого обратившийся безработный не может подтвердить, что пытался устроиться на работу, — рассказывает Татьяна Четвернина на основе опроса московских ЦНЗ.


На бирже труда представлены специальности, которые не могут закрыть сами предприятия и бюджетные учреждения, т.е. «работа мечты» там явно отсутствует, добавляет руководитель практики разрешения споров «Горизонт Капитал» Василий Ицков.


— И кроме низкооплачиваемых и малопривлекательных вакансий имеются и просто специфичные, на которые могут подойти только узкие специалисты, а также могут быть выставлены специальности при массовом наборе в расширяющуюся отрасль. Это непостоянные ставки, которые быстро закрываются, — говорит юрист.


Татьяна Четвернина заключает, что человек просто опускает руки и отказывается от дальнейших попыток, тем более что большинство людей заинтересованы именно в том, чтобы трудоустроиться, а не получить статус безработного.


— Минимальное пособие в Москве, которое, например, в 2014 году получили 38% безработных, составляет 1,7 тыс. рублей, максимальное (60% безработных) — чуть более 7 тыс. Конечно, это в 1,4 раза больше федерального, учитывая надбавки, но реальным стимулом для специалистов оно быть не может, — подчеркивает Татьяна Четвернина.


Правда, в кризис, оговаривается она, люди готовы получать хотя бы эти деньги, которые покрывают хотя бы транспортные расходы и коммуналку, но даже если человека ставят на учет, то сохранить этот статус сложно. В частности, необходимо регулярно (два раза в месяц) отмечаться в ЦНЗ, а точнее, два раза в месяц отчитываться по плану поиска работы с отказами работодателя. Если человек не приходит, то его автоматически снимают с учета.


— Я бы не стала винить центры занятости, там работают по-настоящему профессиональные и неравнодушные люди. Просто существует некая заданная величина, ежегодно устанавливаемая. Именно этот показатель закладывается во все программные документы Москвы и влияет на оценку эффективности работы органов службы занятости, — приводит выводы исследования эксперт.


В частности, она перечисляет подпрограммы к программам по стимулированию экономической активности 2012–2016 годов и экономическому развитию инвестпривлекательности города Москвы на 2012–2018 годы.


— Установленные показатели по уровню регистрируемой безработицы составляют 0,7% — до 2016 года и к 2018 году — 0,5%, которые в итоге выполняются, — замечает Татьяна Четвернина. — И этот показатель, как отмечается в итоговом документе, свидетельствует об «отсутствии напряженности на рынке труда Москвы».

Поделиться с друзьями
ASTERA