Как проходит обучение пилотов для управления частным самолетом?

Мечта управлять самолетом намного доступнее, чем кажется на первый взгляд. Стать частным пилотом можно, пройдя специальное обучение, которое по принципу организации образовательного процесса очень схоже с привычной нами автошколой. Для этого не обязательно иметь высшее образование, обучение управления летательными аппаратами возможно даже для старшеклассников (15-17 лет), с согласия родителей.

Получить курс учебно-летной подготовки можно во многих авиационно-учебных центрах, в том числе ДОСААФ России. В зависимости от целей пилотирования выбирается походящая программа, например, Краснодарский АСК ДОСААФ России предлагает пять программ обучения полетам на самолете ЯК — 52, которые предусматривают получение 1, 2, 3 спортивного разряда спортсмена – летчика, также осуществляется подготовка на звание мастера спорта РФ. Образовательные курсы включает практику и теорию, среди которых определены обязательные часы налета. Для того чтобы получить элементарные навыки пилотирования необходимо:

  • Пройти врачебную летную комиссию;
  • Освоить теоретический курс программы;
  • Пройти обучение на специальном тренажере;
  • Получить летную подготовку.

Тематика и объемы разделов программы определяются учебными организациями в соответствии с действующими нормами законодательства, целями подготовки

Особенности прохождения теоретической и тренажерной подготовки

В зависимости о программы обучения теоретический материал может осваиваться в группе или по индивидуальному графику обучения. Теоретический курс предполагает изучение базовых дисциплин, необходимых для успешного личного пилотирования.

Примерный перечень тем, по которым организуется обучение:

  1. Основные характеристики конструкции самолета, руководство по эксплуатации.
  2. Практическая аэродинамика летательного аппарата.
  3. Особенности конструкции двигателя, условия эксплуатации.
  4. Воздушное право.
  5. Оборудование самолета.
  6. Самолетовождение и аэронавигация.
  7. Радиотелефония.
  8. Аварийно-спасательная подготовка.

По всем изученным дисциплинам предусматривается выполнение практических и тестовых заданий, зачетов, позволяющих оценить степень освоения учебного материала.

Тренажерная подготовка включает в себя обучение и отработку навыков пилотирования в сложных смоделированных ситуациях, в том числе аварийных. Реалистичный тренажер в виде кабины самолета оборудован соответствующей системой приборов, что позволяет отработать необходимые навыки при полете, приобрести необходимый опыт в сложных ситуациях, в том числе при вынужденной эвакуации.

Особенности летной подготовки

Летная подготовка, как правило, включает серию полетов: вывозных, самостоятельных и маршрутных.

При осуществлении вывозных полетов (полеты в зоне аэродрома) осуществляется обучение разворотам, выполнению виражей, снижению и набору необходимой высоты.

Аэродромные полеты позволяют отработать все элементы необходимые для управления летательным аппаратом, в том числе взлет и посадку. Перед тем как перейти к самостоятельному пилотированию, обязательно проводятся тренировки в экстремальных ситуациях, отрабатываются действия пилота при отказе двигателя самолета, осуществляются полеты в режиме парашютирования, штопора и сваливания.

Самостоятельные полеты проходят под контролем инструктора, допуск ним осуществляется после учета многих условий, в том числе погодных. Количество самостоятельных полетов определяется программой, на первоначальном этапе этому разделу программы уделяется примерно от 10 до 15 часов.

Маршрутные полеты проходят я по заданной инструктором траектории, посадка может осуществляться на других действующих аэродромах. Обычно заключительный маршрутный полет является квалификационным испытанием, позволяющим оценить уровень подготовки пилота для самостоятельного управления самолетом.

С какими трудностями сталкиваются будущие пилоты

Очень часто самостоятельных часов полета определённых учебной программой недостаточно для того чтобы почувствовать уверенность в сдаче предстоящего экзамена и обрести уверенные навыки пилотирования. Поэтому очень нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения потребуется брать дополнительные часы налета

Также одним из нюансов является время года, в которое вы планируете проходить обучение. Самым лучшим сезоном для летной практики является конец весны и начала лета, в это время устанавливается хорошая погода, которая не вызывает проблем с допуском к полетам. Учиться летать в зимнее или осеннее время намного сложнее, из-за неблагоприятных погодных факторов, приводящих к большим перерывам между самостоятельными полетами, что приводит к сложностям отработки приобретенных навыков.

Курс летной подготовки позволит научиться самостоятельно управлять самолетом в личных целях и может стать стартом дальнейшего обучения для тех, кто желает получить работу в небе.

Поделиться с друзьями
ASTERA