Мечта управлять самолетом намного доступнее, чем кажется на первый взгляд. Стать частным пилотом можно, пройдя специальное обучение, которое по принципу организации образовательного процесса очень схоже с привычной нами автошколой. Для этого не обязательно иметь высшее образование, обучение управления летательными аппаратами возможно даже для старшеклассников (15-17 лет), с согласия родителей.
Получить курс учебно-летной подготовки можно во многих авиационно-учебных центрах, в том числе ДОСААФ России. В зависимости от целей пилотирования выбирается походящая программа, например, Краснодарский АСК ДОСААФ России предлагает пять программ обучения полетам на самолете ЯК — 52, которые предусматривают получение 1, 2, 3 спортивного разряда спортсмена – летчика, также осуществляется подготовка на звание мастера спорта РФ. Образовательные курсы включает практику и теорию, среди которых определены обязательные часы налета. Для того чтобы получить элементарные навыки пилотирования необходимо:
- Пройти врачебную летную комиссию;
- Освоить теоретический курс программы;
- Пройти обучение на специальном тренажере;
- Получить летную подготовку.
Тематика и объемы разделов программы определяются учебными организациями в соответствии с действующими нормами законодательства, целями подготовки
Особенности прохождения теоретической и тренажерной подготовки
В зависимости о программы обучения теоретический материал может осваиваться в группе или по индивидуальному графику обучения. Теоретический курс предполагает изучение базовых дисциплин, необходимых для успешного личного пилотирования.
Примерный перечень тем, по которым организуется обучение:
- Основные характеристики конструкции самолета, руководство по эксплуатации.
- Практическая аэродинамика летательного аппарата.
- Особенности конструкции двигателя, условия эксплуатации.
- Воздушное право.
- Оборудование самолета.
- Самолетовождение и аэронавигация.
- Радиотелефония.
- Аварийно-спасательная подготовка.
По всем изученным дисциплинам предусматривается выполнение практических и тестовых заданий, зачетов, позволяющих оценить степень освоения учебного материала.
Тренажерная подготовка включает в себя обучение и отработку навыков пилотирования в сложных смоделированных ситуациях, в том числе аварийных. Реалистичный тренажер в виде кабины самолета оборудован соответствующей системой приборов, что позволяет отработать необходимые навыки при полете, приобрести необходимый опыт в сложных ситуациях, в том числе при вынужденной эвакуации.
Особенности летной подготовки
Летная подготовка, как правило, включает серию полетов: вывозных, самостоятельных и маршрутных.
При осуществлении вывозных полетов (полеты в зоне аэродрома) осуществляется обучение разворотам, выполнению виражей, снижению и набору необходимой высоты.
Аэродромные полеты позволяют отработать все элементы необходимые для управления летательным аппаратом, в том числе взлет и посадку. Перед тем как перейти к самостоятельному пилотированию, обязательно проводятся тренировки в экстремальных ситуациях, отрабатываются действия пилота при отказе двигателя самолета, осуществляются полеты в режиме парашютирования, штопора и сваливания.
Самостоятельные полеты проходят под контролем инструктора, допуск ним осуществляется после учета многих условий, в том числе погодных. Количество самостоятельных полетов определяется программой, на первоначальном этапе этому разделу программы уделяется примерно от 10 до 15 часов.
Маршрутные полеты проходят я по заданной инструктором траектории, посадка может осуществляться на других действующих аэродромах. Обычно заключительный маршрутный полет является квалификационным испытанием, позволяющим оценить уровень подготовки пилота для самостоятельного управления самолетом.
С какими трудностями сталкиваются будущие пилоты
Очень часто самостоятельных часов полета определённых учебной программой недостаточно для того чтобы почувствовать уверенность в сдаче предстоящего экзамена и обрести уверенные навыки пилотирования. Поэтому очень нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения потребуется брать дополнительные часы налета
Также одним из нюансов является время года, в которое вы планируете проходить обучение. Самым лучшим сезоном для летной практики является конец весны и начала лета, в это время устанавливается хорошая погода, которая не вызывает проблем с допуском к полетам. Учиться летать в зимнее или осеннее время намного сложнее, из-за неблагоприятных погодных факторов, приводящих к большим перерывам между самостоятельными полетами, что приводит к сложностям отработки приобретенных навыков.
Курс летной подготовки позволит научиться самостоятельно управлять самолетом в личных целях и может стать стартом дальнейшего обучения для тех, кто желает получить работу в небе.