В ближайшие недели создатель одной из самых популярных мобильных игр — Angry Birds, компания Rovio Entertainment, может выйти на биржу. Разработчик надеется привлечь в ходе IPO на финской бирже порядка $400 млн, благодаря чему его рыночная капитализация составит $2 млрд. “Ъ” проследил путь компании от студенческого проекта до империи развлечений.
Это сегодня Rovio Entertainment насчитывает более 400 сотрудников, имеет офисы в Финляндии, Швеции, Великобритании, США и Китае, а «злые птицы», благодаря которым компания и прославилась, теперь красуются на одежде, сувенирах, продуктах питания, в кино и даже в собственных тематических парках развлечений. Но еще десять лет назад ничего этого не было.
История финского разработчика началась в 2003 году, когда трое студентов Хельсинкского технологического университета Никлас Хед, Ярно Вякевяйнен и Ким Дикерт решили принять участие в конкурсе разработчиков мобильных игр, организованном Nokia и HP. И эти парни выиграли его, создав одну из первых многопользовательских мобильных игр King of the Cabbage World, в которой двое игроков управляли каждый своим кротом и пытались убить оппонента при помощи взрывающихся овощей. Сразу после этого конкурса они вместе с двоюродным братом Никласа Хеда Микаэлем, основали компанию Relude. А сама игра была тут же продана Sumea и переименована в Mole War («Войну кротов»).
Непосредственно Rovio появилась на свет в январе 2005 года, когда финским разработчикам удалось поднять первый раунд финансирования, и компания была переименована в Rovio Mobile (в переводе с финского Rovio означает «костер», что и изображено на логотипе разработчика). Несколько лет компания занималась разработкой видеоигр на платформе Java 2 ME для крупных издателей — экшены, шутеры и гонки.
Настоящий успех настиг финских парней в 2009 году. Компанию возглавил Микаэль Хед, и в декабре того года они выпустили аркаду для iPhone, где пользователям предлагалось стрелять птицами из рогатки по зеленым круглым свиньям, укравшим яйца. Через полгода Angry Birds возглавила рейтинг самых скачиваемых платных игр на iOS, а Rovio стала ежегодно выпускать по две-три игры франшизы. При стартовых вложениях €100 тыс. уже к 2011 году выручка компании составила €75,4 млн. Рост популярности игры очевиден и по количеству скачиваний — в 2011-м разные версии игры скачали около 500 млн раз, в 2012-м — 1 млрд , в 2014 году — 2 млрд раз, в 2015 году — 3 млрд раз.
В апреле 2012 года в Финляндии был открыт развлекательный парк Angry Birds Land, в 2013 году — выпущена серия почтовых марок, посвященная Angry Birds. В марте 2013 года финский разработчик (к тому моменту уже Rovio Entertainment) запустил кроссплатформенный телеканал ToonsTV, куда компания выкладывала короткометражные мультфильмы про злых птиц и свиней, перенеся таким образом своих героев в мультипликационный мир.
С 2014 по 2016 год компания дважды сменила генерального директора, прошла через волну сокращений и снижение выручки. Новые игры про птиц и свиней были не столь популярными, как оригинальная часть, а мерчендайзинг не приносил ожидаемой прибыли. Настоящим спасением для финской компании стал полнометражный мультфильм «Angry Birds в кино», который вышел в 2016 году и собрал $350 млн. В итоге компания вернулась к работе в прибыль: по итогам первого полугодия 2017 года выручка компании достигла €152,6 млн, а чистая прибыль — €31,6 млн. Средства же, привлеченные в ходе готовящегося IPO, команда Rovio намерена вложить во вторую часть фильма о приключениях злых птиц и свиней.